Дмитрий Касаткин, Kasatkin Consulting Молочная промышленность открывает уникальные возможности для инвесторов
Инвестиционная привлекательность АПК на фоне геополитических перемен 2022-го растет – об этом свидетельствует бум сделок по слиянию и поглощению (M&A). К такому выводу пришли аналитики консалтинговых компаний Kasatkin Consulting и LM Investments в совместном исследовании «Инвестиционная карта АПК в России». Специально для Milknews управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин рассказал о том, что происходит с инвестиционной привлекательностью непосредственно в молочной отрасли.
Молочная промышленность в нашем рейтинге инвестиционной привлекательности сегментов АПК занимает пятое место после удобрений, зерновых, морского рыболовство и масложировой отрасли. Важно отметить, что мы рассматриваем в данном случае производство и переработку как единый комплекс. С точки зрения показателей, наиболее высокие рейтинги относятся к категориям объемов: выручка, вклад в ВВП (ВДС). Показатели эффективности на среднем уровне, финансово-инвестиционные показатели чуть выше среднего.
Кроме этого мы оценивали экспортный потенциал, консолидацию отрасли, загруженность мощностей, объемы государственной поддержки и потенциал роста внутреннего рынка. По большинству их этих показателей молочная промышленность имеет преимущества перед другими сегментами агробизнеса.
Так, например, оценивая экспортный потенциал, следует обратить внимание на то, что объем экспортной выручки к объему рынка составляет 2%, это существенно ниже средних показателей по пищевой промышленности, которая традиционно считалась ориентированной на импорт. Мы видим в этом возможность роста, которая может быть реализована в ближайшие годы.
С точки зрения консолидации отрасли ситуацию можно охарактеризовать как благоприятную: на долю крупнейших производителей топ-10 приходится 26% рынка, а на топ-30 около 50%. С одной стороны есть возможность для будущей консолидации и крупных сделок, с другой при этом нет рисков появления монополий.
Загрузка производственных мощностей в молочной промышленности составляет 55%, при этом наблюдается тенденция к росту. Такой показатель является индикатором приоритета M&A стратегий перед органическим развитием компаний в будущем, а также говорит о возможностях по повышению эффективности и потенциале роста производства на существующих активах. При этом степень износа основных фондов не говорит о наличии критичных проблем.
Объем государственной поддержки молочной промышленности внушителен и составляет около трети от совокупной поддержки всего АПК при доле рынка в 10%.
Мы так же считаем, что существует потенциал для дальнейшего развития внутреннего рынка, так доля молока собственного производства составляет 84-85% и не достигла целевого значения в 90%, так же как и объем потребления молочной продукции на душу населения составляет 243 кг/человека в год при норме 325.
Важно упомянуть об инициативах и тенденциях развития рынка: формирование более интегрированной цепочки производитель-переработчик, создание биржевого бенчмарка и биржевого рынка, развитие социальных программ (например, школьного питания), импортозамещение в области разведения, инвестиции в НИОКР (в частности в генетику). Все это будет служить драйверами к развитию молочной промышленности.
Резюмируя итоги нашей оценки можно сказать, что очевидные точки роста – это эффективность утилизации ресурсов и процессов. Безусловно, объемная составляющая также важна, но здесь требуются как меры по стимулированию экспорта и формированию/модернизации производств под нужды внешних рынков, так и меры по развитию внутреннего рынка, в частности - реализация ряда инициатив, направленных на стимулирование внутреннего спроса, а это требует участия всех стейкхолдеров отрасли для решения общих задач.
Молочная промышленность открывает уникальные возможности для инвесторов: с одной стороны понятные «правила игры» и сформированный рынок, с другой возможности для развития сопоставимые с растущими рынками. В среднесрочной перспективе мы ожидаем роста интереса к сегменту, видим возможности не только роста инвестиций и числа сделок, но и выхода крупных игроков на биржу.