Любовь Меланевская, «РусПЭК» Нужны комплексные меры по регулированию пластиковой упаковки
ЕАЭС и Минпромторг изучают возможность запрета одноразовой пластиковой упаковки. Такой запрет может принести пользу только в контексте комплексных мер по переходу к экономике замкнутого цикла, рассказала Milknews исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию (РусПЭК)» Любовь Меланевская.
Ассоциация РусПЭК поддерживает постепенный переход к перерабатываемой упаковке. Но главный вопрос – как будут вводиться запреты и ограничения. Одно дело, если это будет делаться постепенно и в контексте других мер – внедрения эффективной системы расширенной ответственности производителя, целевых показателей по сбору и утилизации, поощрения производителей, прикладывающих усилия по экологизации упаковки. И совсем другое – начинать с запрета, когда нет системы администрирования, а 97% производителей уклоняются от РОП. Будет неправильно, если в России пойдут по второму пути, то есть начнут с запретов и ограничений.
Введение запрета целесообразно в качестве стимула для производителей переходить на экологичные заменители. Например, пластиковые ватные палочки плохо поддаются переработке, но расходы компаний на их утилизацию в рамках РОП не так велики, чтобы они сами отказывались от их производства. Поэтому в ряде стран и было принято решение запретить их. Таким образом, запрет применяется в крайних случаях, когда другие меры не срабатывают.
РусПЭК уже предлагал Минпромторгу примерный список товаров, которые можно ограничить в производстве и импорте – это упаковка для яиц из вспененного полистирола, ватные палочки, пластиковые стаканчики из полистирола. Помимо этих фракций, можно рассмотреть вопрос о постепенном выводе из оборота полиэтиленовых пакетов. Некоторые страны (Австралия, Китай, Канада) готовятся запретить полиэтиленовые пакеты в течение следующих 5 лет.
Производителям необходимо время, чтобы адаптироваться к запрету. Поэтому все страны, которые ввели или планируют ввести запрет неэкологичных товаров, предусматривают переходные периоды. В России модернизация производств, обучение сотрудников и поиск новых покупателей займет не менее трех-пяти лет.