компоненты

Максим Никиточкин, EY Положительное влияние на рынок растительных напитков оказывает рост цен на сырое молоко


Аналитическая компания Euromonitor International отметила падение спроса к соевым заменителям молока. При этом другие напитки, в основу которых не входит соя, показывают значительный прирост. Старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин рассказал о ситуации на рынке подробнее. 

Milknews: В мире отмечается падение интереса к соевым напиткам. Каковы тенденции на рынке растительного молока сегодня в России? 

Максим Никиточкин: Индустрия продуктов на растительной основе в России находится в стадии становления, ее столпы в настоящий момент – овсяные и соевые напитки. Сейчас отсутствует устоявшаяся классификация продукции на растительной основе, на основании анализа продуктового предложения корректной классификацией могла бы быть такая: напитки и десерты (всех вкусов – овсяные, соевые, гречневые, миндальные, кокосовые, рисовые и т.д.) и молоко и сливки кокосовые, ферментированная и неферментированная продукция.

Все сети демонстрируют заинтересованность в категории, значительно наращивая ее ассортимент. Если 2019 и 2020 годы можно отнести к раскачке, то в 2021-м произошел существенный рост. Так, по состоянию на февраль текущего года в Х5 было 262 SKU продукции данной категории, тогда как годом ранее всего 50-60 SKU, в «Азбуке Вкуса» -  79 против 20 соответственно на упомянутые периоды.

Размер ассортимента в значительной мере соответствует позиционированию сети.

Основная доля ассортимента в Х5 приходится непосредственно на напитки – 202 (4-5 производителей с большим количеством SKU), оставшиеся 60 SKU приходятся на десерты.

Топ SKU как в Х5, так и в «Магните» – Nemoloko овсяное, 1л, месячные продажи которого в «Магните» достигли 20 млн руб., а в Х5 – 86 млн руб., но это вопрос дистрибуции и присутствия на полках в максимальном количестве торговых точек. В «Ленте» представленность SKU более ровная, поэтому такого явного лидерства Nemoloko нет – только в два раза превышает продажи топ-SKU Alpro. В «Азбуке Вкуса» Nemoloko не представлено, в результате в этой сети не наблюдается явного хита. 

Продажи бренда Nemoloko только в Х5 в феврале 2021 составили 167 млн руб. То есть, в 2021 году суммарные продажи бренда составят несколько миллиардов рублей. Благодаря активной рекламе доля рынка Nemoloko составляет 50-55%. Такое продвижение увеличивает не только продажи самой компании «Сады Придонья», которой принадлежит торговая марка, но и всей категории.

Milknews: Насколько, на ваш взгляд, корректно название «растительное молоко» для немолочной категории?

Максим Никиточкин: Подчеркну, что растительное молоко не должно называться растительным молоком. Отраслевые организации Союзмолоко и Союзнапитки выступили с предложением внести в техрегламент о безопасности пищевой продукции понятие и определение пищевой продукции на растительной основе - напитки на растительной основе не должны в своем названии иметь отсылки к молочным продуктам (за исключением продукции, содержащей кокосовое молоко).

Milknews: Какие факторы в целом влияют на российский рынок растительного молока? Какие из них провоцируют спрос, а какие, наоборот, снижают?

Максим Никиточкин: Основные факторы – это наличие продукции в максимальном количестве магазинов, особенно в регионах, а также медийные кампании производителей продукции на растительной основе, информирующие потребителей об особенностях и функциональных качествах данной продукции. Потребление данной продукции будет увеличиваться по мере того, как большее количество людей сможет попробовать данную продукцию и понять ее ценностное предложение.

Фактором, оказывающим положительное влияние на рынок продукции на растительной основе – увеличение цен на сырое молоко (6% за последний год и 24% за последние три года). Это основной продуктовый конкурент рассматриваемой категории, нынешняя ситуация ведет к уменьшению разрыва в ценах между натуральным молоком и на растительной основе.

Негативные факторы достаточно предсказуемы – это снижение реально располагаемых доходов населения.

Milknews: Каковы ваши прогнозы развития рынка растительных напитков?

Максим Никиточкин: Средние продажи одного SKU в основных сетях уже успели стабилизироваться на уровне 1,3-1,5 млн руб. в месяц. Поэтому развитие рынка будет происходить за счет увеличения дистрибуции – в ближайшие 1,5-2 года, когда рынок сможет расти на 30-50% в год. После этого рынок станет более сбалансированным и еще 3-5 лет будет показывать рост на 5-10% в год.  

1629724288

8107 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен