Александр Поликсеньев, «Молочные реки» В 2025 году начнем строить молокозавод мощностью 3 тыс. тонн продукции в месяц
Компания «Молочные реки» (Ивановская область) планирует в следующем году начать строительство нового молокозавода мощностью 3 тыс. тонн продукции ежемесячно. Стоимость объекта может составить до 400 млн рублей. Об этом в интервью Milknews сообщил директор ООО «Молочные реки» Александр Поликсеньев. Руководитель также рассказал об итогах работы предприятия в 2024 году.
Milknews: Как для вас сложился 2024 год, какие трудности испытывали, и как с ними справлялись?
А. Поликсеньев: Этот год у нас начался с победы в конкурсе новых российских брендов «Знай наших», который организуют АСИ и фонд «Росконгресс»: мы победили в номинации фермерский продукт по всей России. Концепция конкурса заключается в том, чтобы локальные бренды выводить на федеральный уровень, и нам за победу дали в партнеры федеральную сеть «Магнит», которая помогла нашей компании расширить географию продаж продукции и более лояльно относилась к нашим товарам. Благодаря этой победе, мы, наверное, одни из немногих, смогли поднять цены на свою продукцию в федеральной сети, поэтому нам удалось немного нивелировать рост цен на сырье.
Также другие ритейлеры – Х5 Group, непосредственно «Пятерочка», нам пошли на большую уступку: мы расширили географию до 13 регионов с поставкой на распределительные центры. А сейчас мы осуществляем поставки своей логистикой, что тоже достаточно затратно.
Плюс, в этом году, видя происходящее (повышение цены на компоненты, молоко, упаковочные материалы), мы решили сместить фокус на выпуск более маржинальных продуктов. В частности, сейчас мы «режем» выпуск низкомаржинальных продуктов, например, пастеризованного молока (оно самое низкомаржинальное) и переориентируемся на йогурты, творог, сметану.
В настоящее время мы под это высвобождаем производственные мощности, потому что у нас они ограниченные (в месяц производим не более 300 тонн продукции). Последние полтора года мы разрабатывали витаминизированный йогурт, обогащённый витаминами группы «B», и сейчас он у нас уже на старте продаж в розничных магазинах и в сетях Х5 Group – до конца года отгрузим первую партию. В дальнейшем хотим серьезно уходить в сторону йогуртов с добавленной стоимостью (обогащенные).
Milknews: Как изменились объемы производства молочной продукции у вас по сравнению с прошлым годом?
А. Поликсеньев: По выручке у нас прогнозируется рост за 2024 год на 10%, но инфляция весь этот рост «съедает». По объемам производства мы просели примерно на 10%. Причем главная причина этому – кадровый голод, который нас «накрыл» в 2024 году. Мы столкнулись с серьезной нехваткой работников цеха: с весны у нас сложилась очень тяжелая ситуация в этом плане до такой степени, что мы не могли переработать необходимый объем сырья – не хватало рабочих рук.
Наше предприятие существует уже 6 лет, прежде мы предоставляли льготы на привлечение иностранной рабочей силы, но в 2023 году ситуация с этим ужесточилась, а в последнее время и качество иностранных рабочих упало. Поэтому мы стали испытывать очень большой дефицит рабочей силы.
В этой связи недавно мы создали HR-отдел для привлечения узкоспециализированных сотрудников в цех, немного пересмотрели графики работ, сделали упор на местных жителей – с трудом, но ситуация сейчас несколько выровнялась.
Milknews: Какие у вас планы на 2025 год, планируете ли расширяться?
А. Поликсеньев: До конца года мы приобретем 2,5 гектара земли с подходящими для нашего производства коммуникациями, задаток уже внесли. Будем строить молокоперерабатывающий завод плановой мощностью 3 тыс. тонн продукции ежемесячно. Выпускать планируем те же категории товаров, что и сейчас: львиная доля – это молоко, кисломолочные продукты, творог, сметана, йогурты, десерты, с постепенной переориентацией производства в сторону йогуртов. Запускать новое предприятие планируем в три очереди – первая на 1 тыс. тонн продукции. Строительство хотим начать в следующем году, ввести в эксплуатацию в 2026-2027 годах. По очень приблизительным оценкам стоимость объекта составит порядка 300-400 млн рублей.
В начале января собираемся посетить предприятие «Шахунское молоко» и перенять опыт современного производства. Затем начнем готовить проект, у нас есть заинтересованный инвестор, есть определенные собственные средства, также в начале 2025 года посмотрим, на какую господдержку сможем рассчитывать.
Сейчас мы сосредоточены на развитии бренда, нейминга и, повторюсь, уход в более маржинальные виды продукции.
Milknews: Что ждете от 2025 года, как будет складываться ситуация на молочном рынке, на ваш взгляд?
А. Поликсеньев: Я не питаю иллюзий, что цена на молоко в следующем году серьезно откатится – как минимум, она «застопорится» или снизится совсем ненамного. Но надеюсь, такой волатильности по сырью не будет, как в 2024 году, а будет более аргументированное поднятие цены. Потому что складывается ощущение, что производители молока «дорвались», повышая цены на него по три раза в месяц.
Хотя никто не спорит, что сельхозпроизводители из всей цепочки молочных предприятий долгие годы были самыми убыточными, низкомаржинальными и меньше всех зарабатывали. Сейчас ситуация поменялась – у них есть возможность заработать, но повышение цены всегда должно быть справедливым и постепенным. А мы – переработчики, получается, что находимся между молотом и наковальней, потому что основной сбыт продукции у нас в федеральные сети, а они очень неохотно поднимают цены на продукцию на полке. То есть если цена на сырье будет расти постепенно, а не несколько раз в месяц, то это не будет таким серьезным вызовом для переработчиков.