Лидия Путяева, ЗАО «Племзавод «Заря» Мы хотим сохранить ярославскую породу коров
Будущее отечественной породы КРС – ярославской, выведенной в РФ ещё в XIX веке, под вопросом. Коровы этой породы пользуются спросом у животноводческих предприятий, однако без государственной поддержки племенное разведение «ярославок» становится нерентабельным. Об этом в интервью Milknews рассказала руководитель племзавода «Заря» из Ивановской области, которое занимается выращиванием ярославской породы, Лидия Путяева. Проблему она собирается поднять на первом региональном «Молочном практикуме», который стартует в Ярославле уже завтра. Собеседница также рассказал о планах предприятия на ближайшие годы.
Milknews: Чего ожидаете от практикума? Какие проблемы вы хотели бы обсудить с коллегами?
Л. Путяева: Мы живем племенным животноводством: продаем племенных нетелей и производим молоко – это два основных источника финансирования предприятия. Особенностью нашего хозяйства является то, что мы разводим ярославскую породу крупного рогатого скота с 2008 года. Это отечественная порода, у которой на генетическом уровне высокий жир и белок в молоке: к примеру, у нас жирность на предприятии в среднем 4,2%, для сравнения у коров голштинской породы, как правило, жирность составляет 3,2-3,4%. Хотя производительность молока у «ярославки» несколько ниже, чем у голштинов. То есть ярославская порода дает не 10-12 тонн на корову за лактацию, как в хозяйствах с голштинами, а примерно 7 тонн, но дополнительную прибыль она приносит за счет более высокой жирности.
Ещё одно преимущество «ярославки» - это порода-долгожитель: есть животные, которые живут по 10-12 лет. Каждый год она дает приплод, то есть хорошо осеменяется. «Ярославка» менее подвержена заболеваниям, тому же лейкозу, чем голштинская порода. У нас поголовье составляет 1,2 тыс. голов КРС, из них 500 дойные коровы. При этом 30% стада - это чистые «ярославки», остальные 70% - помеси с голштинами. Однако в связи с тем, что мы сменили технологию содержания на беспривязную, мы почувствовали, что стали проигрывать в селекции. Разговоров в «верхах» о сохранении ярославской породы коров у нас в стране сейчас идет много, но по факту ничего не делается. В итоге получается, что мы финансово проигрываем.
А глобальный вопрос, который нас сейчас волнует, это то, что раньше мы зарабатывали за счет высокой жирности молока, а сейчас нас лишили такой возможности. Проблема появилась после всем известных перемен в компании, которой мы поставляем своё молоко: раньше это было АО «Данон Россия», теперь это «Эйч энд Эн». В прежние годы и к количеству, и к качеству нашего молока с их стороны не было претензий. Сложности начались с прошлого лета: вот уже на протяжении года у нас, якобы, постоянные недостачи в 1-2%, и, что самое обидное – недостаточная жирность.
Хотя у нас своя лаборатория, мы постоянно проверяем и знаем свои показатели, но сдаем с жирностью 4,2%, плотность 1030 кг/м3, белок 3,3%, а приемка идет с жирностью 3,2-3,6% и белок 3,15%. И в итоге мы теряем в цене 2-3 рубля. Но это не наши показатели. Я с такой оценкой нашего молока категорически не согласна: я просто вижу, что люди работают нечестно. Я везде стучусь в эту организацию, но пока без результата. А ведь молочный жир сейчас высоко ценится. Поэтому я считаю, что нас просто обманывают. От выручки зависит финансовое обеспечение предприятия: у нас коллектив составляет 60 человек, много молодежи – кадровой проблемы нет, им нужно платить достойную зарплату. Она у нас сейчас хорошая, а если дальше так пойдет, мы нормально платить не сможем и потеряем коллектив.
Milknews: Насколько разведение ярославской породы коров сейчас экономически обосновано и перспективно?
Л. Путяева: Это ещё один вопрос, который меня волнует: хотелось спросить чиновников из Минсельхоза, по какому пути нам развиваться в селекции? То есть нужна ли вообще ярославская порода нашей стране? Нам говорят, что отечественные породы коров нужно сохранять, а на деле никакой поддержки для этого не оказывают. Мы уже начали проводить голштинизацию, то есть осеменять «ярославок» семенем от быков голштинской породы, чтобы получить уже потомство, которое будет иметь 50%/50% гены от этих двух пород. На такие меры мы пошли вынужденно, чтобы увеличить производительность молока, поскольку финансовая ситуация на нашем предприятии оставляет желать лучшего по вышеуказанным причинам.
При этом вышло новое постановление Минсельхоза, по которому до 87,5% привития корове голштинской крови всё равно считается ярославской породой. И тогда даже при линейной оценке скота мы будем проигрывать другим хозяйствам чисто по параметрам этой породы. Это меня тоже тревожит. Поэтому нам, как племенному хозяйству, которое специализируется на разведении ярославской породы, хотелось бы понять, что нам делать дальше с ней, в каком направлении двигаться?
Поддержку племенным заводам оказывают, на мой взгляд, небольшую: дадут 4 тыс. рублей на корову – это не о чем при тех затратах, которые мы делаем на выращивание.
Milknews: Каков спрос со стороны отечественных хозяйств на коров ярославской породы?
Л. Путяева: Спрос на наших нетелей хороший и по стране, и заграницей: вот сейчас даже Узбекистан обратился к нам. Но мы финансово здорово проигрываем сейчас. Недавно в Минсельхозе мне сказали: «Вы выбирайте: или племдело, или бизнес!», - я не понимаю, как можно сделать такой выбор, ведь одно другому должно помогать! Я человек советский, но на одном патриотизме работать дальше сложно. Мы и в выставках участвуем с нашей породой, есть золотые медали, на протяжении 10 лет чиновники говорят о сохранении ярославской породы, совещание было в ФГБНУ ВНИИплем, на котором я выступала, доказывала, что ярославская порода экономически выгодна. Но всё осталось на уровне разговоров.
Milknews: В этой связи, какие планы у вас на ближайшие годы? Вы, всё-таки, намерены и дальше заниматься разведением ярославской породы или планируете заменить её на другую?
Л. Путяева: Мы хотим провести голштинизацию в 50% по стаду. Потому что если сделать уровень выше, то начинаются проблемы у коров со здоровьем и долгожительством. Но это путь долгий: голштинизацию мы начали в этом году, а полноценной коровой потомство становится только через 2,5 года выращивания. Однако и в этом есть определенный риск: ведь от голштинизации стада надои должны увеличиться, но при этом может снизиться жирность. Хотя жирность уже можно регулировать рационами. Тем не менее, у потомства с уровнем голштинизации в 50% всё равно должна быть жирность выше, чем у чистой «голштинки». При этом серьезно увеличивать поголовье дойного стада мы не планируем, разве что голов на 100 – нас в целом численность устраивает.
Но, конечно, мы всё-таки хотели бы сохранить отечественную ярославскую породу. Однако нужна воля и поддержка государства для этого: возможно, необходимо ввести отдельную строку финансирования для племенных хозяйств, которые занимаются разведением отечественных пород КРС. И выделять более существенную поддержку таким предприятиям – не 4 тыс. рублей на корову, а 20 тыс. рублей, чтобы был смысл таких животных содержать.