Екатерина Роганова Лучше сразу урегулировать вопросы с НДС, чем потом получать штрафы
Масштабная и резонансная акция против неплательщиков налогов, которую на прошлой неделе ФСБ и ФНС провели на предприятиях нескольких агрохолдингов, показала, что начатая в 2017 году работа по пресечению необоснованного возврата НДС, формированию прозрачного рынка АПК вступила в очередной этап. Первый касался непосредственных отношений сельхозпроизводителей и трейдеров. Выгоду бюджета от перехода на прямые поставки и отказа от контактов с посредниками, имеющими признаки проблемных и транзитных, ФНС оценила в 57,4 млрд рублей (за 2017/2018 сельхозгод).
Очередные проверки захватили "второй эшелон" - перерабатывающие предприятия.
На этом фоне Ассоциация добросовестных участников рынка АПК запускает информационный ресурс о налоговых разрывах. Разработан он был по инициативе отраслевых союзов вместе с Общественной палатой. Ресурс будет информировать о компаниях, имеющих, по данным системы АСК НДС-2 (сервис ФНС для проверки вычетов НДС), признаки несформированного источника применения налоговой выгоды в виде вычета сумм НДС - так называемых налоговых разрывах.
О том, как будет действовать этот ресурс, кто получит возможность размещать на нем свою информацию, чем она будет полезна участникам рынка и не подменяет ли Ассоциация своими действиями налоговые органы, "Интерфаксу" рассказала исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерина Роганова.
- В прошлом году многие участники агрорынка, прежде всего экспортеры зерна, подписали хартию в сфере оборота сельхозпродукцией. Документ предусматривал исключение из взаимоотношений участников рынка посредников, "зарабатывавших" на фиктивном НДС. Ежегодные потери бюджета от такого посредничества оценивались в 65 млрд рублей. С конца прошлого же года ФНС начала информирование участников рынка о налоговых разрывах.
- Для чего в этих условиях потребовалось создавать собственный информационный ресурс и как он будет действовать?
- Первыми результатами взаимодействия участников рынка в рамках хартии стало то, что посыл, который дала ФНС, позволил перестроить взаимоотношения.
Основная часть участников рынка отказалась от посредников, которые представляли собой только набор учредительных документов с печатью. Но проблема, как показали и недавние действия силовиков и налоговиков, пока остается.
Изначальный смысл вычета по НДС ведь в том, что где-то кто-то по цепочке операций уплатил налог в бюджет, то есть сформировал источник для последующего вычета. А у нас получалось, что в бюджет налог не уплачен, а вычет предъявлен, использован. Потом это вскрывается, компании несут убытки, когда им доначисляют налоги с пенями за три года, с большими штрафами.
Сейчас зерновики очень хорошо понимают, о чем идет речь. Хартия дала результаты, прежде всего, благодаря взаимодействию с ФНС - когда эффективность аналитики, которую дают программные комплексы налоговой службы АСК НДС-2, наглядно показала "ветвистость" связей, в которой возникал и пропадал НДС. Это и подвигло к переустройству рынка. И сейчас мы эту историю опубличиваем, делаем инструментом, который будет единообразно работать по всей стране и предупреждать участников рынка о серьезных последствиях.
Идея открытого информирования о налоговых разрывах возникла еще до создания нашей ассоциации. При содействии Общественной палаты была создана рабочая группа, в которую вошли представители разных отраслей агрорынка, было заключено соглашение о межотраслевом сотрудничестве. Мы обратились к экспертам, которые помогли сформировать алгоритм информирования. Механизм был доработан совместно с ФАС и ФНС. Задача - информировать участников рынка о налоговых разрывах и давать им возможность оперативно урегулировать сомнительную ситуацию по НДС, если она возникает.
Решено было это делать на площадке новой ассоциации, которой и стала Ассоциация добросовестных участников рынка АПК.
Мы основывались на том, что, в соответствии с требованием ФНС участники рынка дают налоговым органам согласие на разглашение налоговой тайны в части сведений о несформированных источниках для применения вычетов по НДС. Налоговый орган по прошествии квартала, который анализировался, проверяет, есть ли за этими участниками налоговые разрывы, и направляет соответствующую информацию всем, кто дал такие согласия, по связанной цепочке.
- Как конкретно это происходит?
- К примеру, компании-покупателю приходит информационное письмо №1, в котором говорится, что по ее взаимоотношениям с поставщиком выявлены признаки налоговых разрывов за определенный срок, и предлагается урегулировать эти разрывы. Возможно, этот налоговый разрыв возник не непосредственно у этого контрагента, возможно - у его контрагента, который тоже получит такое письмо.
На процесс урегулирования дается один месяц. После этого участники получают информационное письмо №2, в котором сообщается, урегулирован разрыв или нет. Если он не урегулирован, то на нашем информресурсе размещается соответствующая информация. Все документы мы будем проверять.
Причем мы будем анализировать каждую ситуацию для того, чтобы не навредить участникам рынка, не дискредитировать саму идею информирования. Естественно, разрывы, не связанные с чистотой торговых операций на рынке, не будут попадать в информресурсы. Могут быть технические причины разрывов. Кто-то, к примеру, указал неправильный номер счета-фактуры. Месяца вполне достаточно для того, чтобы выяснить природу разрыва и понять, несет он в себе риски или нет. И урегулировать его.
На сайте у нас готов раздел, он работает в деморежиме и начнет уже в ближайшие дни наполняться информацией по "разрывным" компаниям.
В дальнейшем мы видим возможным прямое информационное взаимодействие между ФНС и ассоциацией. Поскольку налоговый орган будет иметь согласие от самих участников рынка на раскрытие налоговой тайны, мы не видим причин не получать эту информацию напрямую.
- А не получается ли так, что ассоциация берет на себя часть функций налогового органа?
- Нам часто задают такой вопрос. Да еще спрашивают, почему мы перекладываем на участников рынка обязанности налоговиков.
Я не работник налоговых органов и не их представитель. Я работала в компании, которая занимается экспортом зерна и внутренней торговлей. И я понимаю, что лучше в рамках саморегулирования, оперативного информирования мы получим ту информацию, которую сможем сами проанализировать, и затем спрогнозировать последствия, чем потом через три года нам придет доначисление с пенями и серьезными штрафами, которые практически заблокируют работу компании.
Да, все компании ведут очень внимательную проверку контрагентов, но все равно ее глубина и достоверность ограничена. А здесь появляется инструмент, который оперативно покажет всю картину. Может, это технический разрыв, может он несущественный, а может дело куда серьезнее. Чтобы понять это, мы предоставляем инструмент, с помощью которого можно оперативно посмотреть, что стоит за этим контрагентом.
Понятно, что гораздо безопаснее и спокойнее работать с теми участниками рынка, у которых есть репутация, активы, чтобы в случае необходимости ответить и по коммерческим, и по налоговым рискам.
- Как участники рынка узнают, дали ли их контрагенты согласие на раскрытие налоговой тайны, на участие в открытом информировании?
- Эта информация сейчас включается в договоры, мы подготовили ряд типовых формулировок в них. Причем эти положения включаются во все договоры, заключаемые участниками информирования. Даже если зерновая компания заключает договор, к примеру, с туристической фирмой. Нам много сейчас звонят по этому поводу. Много вопросов. Разъясняем. С нами соглашаются.
- Информирование предусмотрено только для агропродовольственного рынка?
- Нет. Очень важно, что через рынок АПК мы сможем включать в этот процесс и другие отрасли. Ведь зерновик-трейдер покупает, к примеру, услуги по перевозке продукции, по строительству складов. Он понимает, что, продавая зерно экспортеру или переработчику, он может потащить за этим зерном историю контрагентов, в которой, возможно, есть налоговые разрывы. Это ведь риск для него.
А с помощью открытого информирования сделать это будет просто. Вы заходите на сайт, забиваете ИНН компании и получаете информацию о том, есть ли у нее налоговые разрывы и за какой период. И взвешиваете, стоит ли с ней иметь дело.
- Сколько компаний дали согласие на участие в системе информирования?
- Около 4,5 тысяч. Мы начали эту работу с 25 октября 2018 года. Специально для этого в ФНС была доработана "ветка" программно-технического комплекса, чтобы программа автоматически считывала согласия.
Причем число участников значительно больше числа подписантов хартии. Это говорит о том, что рынок готов к тому, чтобы работать по цивилизованным правилам, быть прозрачным. Это история не только для участников хартии, это гораздо шире.
Сейчас, к примеру, мы ведем работу с представителями рыбного рынка. Рыбоперерабатывающие предприятия - участники Рыбного союза прежде всего - подтвердили готовность включать в свои документы информацию о согласии на раскрытие налоговой тайны, участвовать в открытом информировании.
Сейчас наш информационный ресурс еще не наполнен. Информационные письма №1 ФНС направляла с 25 декабря прошлого года. Но в основном они пришли после новогодних праздников. Соответственно, сейчас начали приходить информационные письма №2 - о неурегулированных разрывах. Мы разместим эту информацию, но, надеемся, что таких писем будет немного.
- Почему?
- Во-первых, хартия дала хорошие результаты в очищении рынка. Во-вторых, когда компании включают в договоры условия о том, что они дают согласие на раскрытие о себе информации и делают эту работу со своими контрагентами, они уже ментально включены в другие правила рынка.
Кроме того, мы хотим предложить участникам рынка открыто размещать информацию о том, что они дали согласие налоговым органам на раскрытие налоговой тайны. И тогда процесс оценки контрагента упрощается: если компания давала согласие, а в информационном ресурсе о налоговых разрывах ее нет, значит, к ней нет никаких вопросов. Как нам кажется, участникам рынка должно быть интересно самим открывать информацию о том, что они дали согласие.
- Когда это может произойти?
- В ближайшее время с разработчиками сайта будем обговаривать, когда может быть разработана форма для прикрепления скана документа согласия, которое они дали налоговому органу. Но мы будем подтверждать достоверность этих документов.
Кнопку для их размещения на сайте будем нажимать мы - после проверки достоверности документов. Документы будем проверять в ФНС.
- Предусмотрена ли плата за получение информации из ресурса?
- Сначала получение информации будет бесплатным, но потом, ориентировочно до мая этого года, переведем этот процесс на платную основу. Мы установили, что стоимость будет 10 тыс. рублей за год. Это те деньги, которые позволят ассоциации существовать. У нас нет высоких членских взносов. Если спрос на этот ресурс будет увеличиваться, мы будем, естественно, снижать плату.
Но главный смысл открытого информирования не в том, чтобы разместить на площадке побольше информации. Наша задача - побольше компаний включить в идею открытого информирования, в идею открытого рынка, где все работают честно, платят налоги, готовы открывать информацию о своей налоговой дисциплине и, соответственно, предъявляют такие же требования к своим поставщикам.
Источник: "Интерфакс"