Шамиль Тарамов, «Экомилк» Текущие цены на сырье являются сбалансированными для всех участников рынка

Цены на сырье в настоящее время являются сбалансированными как для производителей молока, так и для переработчиков, а также других участников молочного рынка, и в краткосрочной перспективе они будут стабильны. Такое мнение в интервью Milknews выразил исполнительный директор «Экомилк» Шамиль Тарамов. Собеседник также рассказал о результатах работы компании «Экомилк» в первом полугодии.
Milknews: Ваша компания занимает лидирующие позиции на отечественном рынке переработчиков молока. За счёт какой стратегии и каких подходов вам удаётся эффективно работать в текущих экономических условиях?
Ш. Тарамов: Говоря об эффективности, прежде всего, следует отметить стабильно высокое качество продукции и его контроль. Далее, на наш взгляд, важную роль играют диверсификация рынков сбыта и продуктового портфеля, чтобы кризис по одному из направлений не ставил компанию в сложное финансовое положение.
Безусловно, необходимо постоянно владеть актуальной информацией о состоянии сырьевых и продуктовых рынков. В текущей ситуации особенно важно уделять пристальное внимание грамотному финансовому и инвестиционному планированию.
Не менее значимым фактором является надёжная сырьевая база. Идеально, если сырьё собственное. Если же такового нет, то необходимо выстраивать прочные партнёрские отношения с поставщиками основного сырья.
Milknews: С какими результатами ваша компания завершила первое полугодие, и какие планы по продажам у вас в целом на 2025 год?
Ш. Тарамов: Первое полугодие 2025 года выдалось непростым и разнонаправленным. Первый квартал оказался особенно тяжёлым из-за высокой стоимости основных видов сырья: молока, сливок и сливочного масла. Кроме того, значительно возросли расходы на заёмное финансирование и оплату труда.
Несмотря на существенное увеличение себестоимости, компания не могла и не пыталась перекладывать эти издержки на конечного потребителя. Как производитель социально значимых товаров, мы старались максимально сдерживать рост цен. Более того, из-за новогодних мораториев в розничных сетях мы не смогли в полной мере скорректировать цены даже на те продукты, на которые хотели.
Второй квартал был однозначно получше: цены на сырье неплохо откатились и более-менее стабилизировались, и нам удалось уменьшить объем заемного финансирования за счет изменения структуры запасов. Что касается объемов продаж, то год к году за первое полугодие мы нарастили продажи питьевого молока более чем в два раза. Также существенный рост был в традиционных молочных категориях – это сметана, творог. Ну и мы остались удовлетворены продажами по группам мягкие сыры и масло сливочное - нам удалось их удержать на уровне прошлого года, что, безусловно, неплохо в условиях высокого колебания сырья.
Milknews: Планируете ли проекты по модернизации и дальнейшему расширению в ближайшем будущем?
Ш. Тарамов: В текущей ситуации, когда капитал очень дорогой, говорить о глобальных проектах, таких как строительство новых цехов, не приходится. То есть об огромном объёме инвестирования пока речь не идёт. Однако мы завершаем и продолжаем начатые проекты - инфраструктурные и проекты по увеличению складских мощностей. Кроме того, будут реализованы точечные продуктовые решения, то есть будут инвестиции в этом направлении для повышения прибыльности компании.
Milknews: Какие новые продукты вы уже выпустили на рынок в 2025 году, и запуск каких новинок у вас в планах?
Ш. Тарамов: В первом полугодии 2025 года нами была проделана достаточно большая работа по продуктам. Во-первых, был произведен рестайлинг мягких сыров, а также на рынок были выпущены новинки – творожный сыр 120 граммов и крем-чиз для направления HoReCa в новой упаковке. Кроме того был произведен ребрендинг десертной линейки под названием Oh! Dessert. Также была перезапущена позиция порционного масла: по сути, это уже новая позиция, потому что она была выпущена в более удобной, практичной упаковке и с улучшенными вкусовыми качествами.
Мы следим за рынком, и я думаю, что будем пытаться быть активными также в нашей флагманской категории – это сливочное масло, и в категории мягкий сыр.
Milknews: В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться молочный отрасль страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Ш. Тарамов: Говоря о краткосрочной перспективе, я думаю, что цены на сырье будут стабильны. Возможно, произойдет их небольшая корректировка ближе к концу года, но глобально считаем, что текущие цены являются сбалансированными для всех участников рынка: производителей молока, переработчиков, розничных сетей и конечных покупателей.
Кроме того есть определенные факторы сдерживания, которые выражаются в виде излишков сырья на внутреннем и внешних рынках. Говоря про долгосрочную перспективу, наверное, при наличии высокой покупательской способности и адекватной стоимости капитала, рыночные механизмы сами будут подталкивать участников рынка к вводу новых мощностей, и, как следствие, я думаю, что рынок будет расти, и все будет идти по позитивному сценарию.
Также рекомендуем:
