Дмитрий Топорков, «Белгородский Хладокомбинат» В 2024 году построим новую производственную линию
28 марта состоится презентация обновленного рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting. В преддверии мероприятия мы поговорили с участником рейтинга, директором фабрики мороженого АО «Белгородский Хладокомбинат» Дмитрием Топорковым, об итогах 2023 года, ситуации на рынке мороженого и планах на будущее.
Milknews: Какие результаты ваша компания получила по итогам прошлого года? Прежде всего, по финансам и объемам производства?
Д. Топорков: Итоги 2023 года мы оцениваем как весьма положительные. По объемам продаж и производства у нас наблюдался небольшой прирост – около 2%. Что касается финансов, то на 5% увеличилась выручка. У нас и 2022 год был очень хороший, а точнее рекордный за последние пять лет, а в 2023 году, получается, мы улучшили показатели.
Milknews: За счет чего удалось поддержать высокие темпы развития экономики предприятия?
Д. Топорков: В основе этого, прежде всего, лежит снижение затрат за счет оптимизации производства, повышения производительности труда и перехода на электронный документооборот. Также дополнительную прибыль мы получили от увеличения доли продаж по высокомаржинальным каналам сбыта, нарастили продажи в новые регионы России. Кроме того, мы оказываем логистические услуги, предоставляя партнерам свои незадействованные складские мощности и транспорт. Это тоже приносит нам неплохой доход. То есть комплекс этих мер и привел к положительному результату по прошлому году.
Но, конечно, значимую роль сыграла и ситуация на рынке: первые девять месяцев 2023 года себестоимость молочного сырья была относительно стабильной. В четвёртом квартале начался неожиданный большой скачок цен на него. Но, поскольку мороженое мы успели произвести в основном в первом и втором квартале года, то стабильная ситуация в первой половине года принесла нам хороший результат, и скачок цен на сырье в четвертом квартале, хоть и скорректировал объемы, но на итогах года не сказался. Инфляция сказывается сейчас – в начале 2024 года, когда часть мороженого производим на склады.
Отмечу, что цену на свою продукцию мы не поднимали весь прошлый год: мы поднимаем только, исходя из прямого влияния себестоимости сырья. Поэтому рост выручки и прибыли у нас обусловлен только увеличением объемов продаж и расширением каналов сбыта.
Milknews: Удалось ли вам провести модернизацию производства в прошлом году, и есть ли подобные планы на ближайшие годы?
Д. Топорков: В 2023 году мы хотели приобрести новую производственную линию по выпуску вафельных стаканчиков и рожков, но эти планы пришлось перенести на текущий год. Так что в этом году мы хотим её приобрести, а запустить к летнему сезону 2025 года. В настоящее время ведутся переговоры по её закупке. Данная линия заменит старую, она будет более высокопроизводительной и позволит нарастить объемы выпуска данного вида мороженого на 1,5 тысяч тонн в год. К тому же она повысит эффективность производства и оптимизирует затраты на выработку 1 килограмма мороженого.
Также мы планируем реализовать проект по автоматизации процесса упаковки мороженого в крупную тару – ванночки и пакеты. К концу года мы рассчитываем закупить необходимое оборудование для этого. Ещё одним крупным инвестпроектом является строительство второй очереди низкотемпературного склада (-24 градуса) с частичной автоматизацией. Первая очередь на 500 палетомест была построена в 2023 году. Вторая очередь будет на 2,2 тысячи палетомест. Завершить её строительство мы планируем в текущем году, а запустить в 2025-м. После запуска мороженое будет отправляться на этот склад напрямую по специальному конвейеру, тем самым у нас оптимизируется часть затрат на перемещение продукции внутри территории.
В целом на модернизацию производства мы планируем направить около 300 млн рублей собственных и заемных средств.
Milknews: Какие новинки были запущены в производство комбинатом в 2023 году? Имеют ли они успех?
Д. Топорков: На прошедшей международной выставке Продэкспо-2024 мы представили семь новых видов мороженого. Особенности этих марок в том, что они содержат крупные кусочки фруктов и орехов. За одну из этих новинок – мороженое «Милк Шейк чизкейк клубничный» (ТМ «Бодрая корова»), мы получили золотую медаль выставки. Производство данной линейки мороженого стало возможным благодаря использованию нового оборудования, которое позволяет вносить в состав изделия крупные кусочки ингредиентов - до 15 мм. У нас появились бумажные стаканчики по 150 граммов и выше с кусочками клубники, брауни, маршмеллоу и т.д.
Мороженое с кусочками натуральных фруктов всегда пользовалось спросом, поэтому мы запустили эту новую для себя линейку продукции. На выставке Продэкспо эти новинки имели успех: у нас были очень плотные дегустации с клиентами, в том числе к нам приходили крупные сети – отзывы у всех очень хорошие. Прежде всего, потому что продукт натуральный. Я думаю, что скоро в федеральных сетях появится наше новое мороженое.
Milknews: Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке мороженого и молочном рынке в России? Какие видите основные болевые точки, что думаете о перспективах развития данных отраслей?
Д. Топорков: Один из вызовов сейчас – это то, что не все розничные торговые точки перешли на работу по маркировке в части электронного документооборота. Второе изменение, которое, на мой взгляд, абсолютно не к месту, это переход на агрегацию «Честного знака» в DataMatrix. Я не вижу целесообразности этого в части снижения затрат или ещё каких-то преимуществ.
Ещё одной проблемной точкой является нехватка рабочих ресурсов, а также дефицит отечественных производителей оборудования, запчастей именно для рынка мороженого. Поэтому хотелось бы, чтобы на российском рынке появлялись предприятия, которые могут и готовы делать оборудование для производства мороженого. Кое-что мы производим, но вот, к примеру, в части фасовочных линий у нас проблема с производством.
Ну и хотелось бы более предсказуемые цены на молочное сырье. Потому что рост цен на него с осени прошлого года гораздо выше темпов инфляции, что не позволяет четко прогнозировать свою себестоимость на год вперед. А, значит, это сдерживает производителей в предоставлении коммерческих предложений в торговые сети: ты не понимаешь, как себя будет вести рынок молочного сырья. То есть хотелось бы в этой части такой же стабилизации, как с топливом: четко есть контроль – на 8-10% не выше может вырасти цена на ГСМ.
Поскольку мороженое состоит не только из молока, а из разных ингредиентов и многие из них импортные, то большую роль играет разница курса валют. Особенно это касается орехов, наполнителей, ароматизаторов, красителей, какао. И если ослабление рубля будет происходить и дальше, то, конечно, это будет сказываться на стоимости конечного продукта.
А так рынок мороженого по прошлому году вырос, поэтому будет погода – будет рынок стабилен, многое зависит от неё.