Эконива семена
Рейтинг крупнейших молочных компаний

Николай Астафуров, Пестравский маслозавод На рынке сложилась парадоксальная ситуация: выручка растет - прибыль снижается


За последние несколько лет российский молочный рынок испытал влияние целого ряда факторов, определивших его текущее состояние: это и нестабильная экономика, и рост себестоимости, и введение обязательной маркировки. О насущных проблемах молочной отрасли Milknews поговорил с генеральным директором одного из крупнейших переработчиков Поволжья - Пестравского маслозавода (АМП Дамол) - Николаем Астафуровым.
 

Milknews: Последний год был непростым для молочников. По данным Союзмолоко, себестоимость увеличилась на 6-8% в секторе переработки, при этом в рознице роста цен не было. Как вы оцениваете состояние и перспективы молочного рынка в России?
 
Н. Астафуров: Ситуация действительно непростая. Увеличение себестоимости - рост цен на молоко-сырье, упаковочный материал, стоимость трудовых ресурсов - приняли на себя переработчики. Естественно, это отразилось на прибыльности их работы, она сократилась.
 
Низкая покупательская способность населения, контроль государством цен на продовольственные товары нерыночными методами оказывают давление на ритейл и по цепочке - на переработчиков молока. Это ведет к высокой ценовой конкуренции. В таких условиях предприятия-переработчики будут использовать все средства для того, чтобы оставаться на плаву. Это и поиск вариантов для снижения себестоимости без потери качества, и снижение затрат за счет пересмотра ассортимента, и повышение отпускных цен на продукцию с учетом сложившейся рыночной ситуации.
 
В выигрыше окажутся крупные заводы с большим запасом финансовой и технологической прочности, а также предприятия, имеющие среди покупателей приверженцев собственной торговой марки. В последние годы мы реализовали ряд инвестиционных проектов, которые помогут закрепиться на рынке в таких условиях.
 
Milknews: Насколько нам известно, предприятие в этом году увеличило объемы переработки молока. Ожидаете ли вы увеличения выручки по итогам года и на сколько?
 
Н. Астафуров: С увеличением объемов переработки молока увеличилась и выручка, но из-за увеличения себестоимости продукции прибыль завода снизилась в разы.
 
Milknews: Если раньше предприятие специализировалось на выпуске традиционной молочной продукции, то сейчас все больше новинок в сегменте функциональной молочки. Планируется ли и дальнейшее расширение линейки брендов?
 
Н. Астафуров: Мы постоянно расширяем ассортимент - добавляем современные продукты и пропагандируем здоровое питание. А традиционная молочка - то, за что нас больше двух десятилетий любят жители Поволжья, - по-прежнему занимает ведущее место в линейке продукции.
 
Но мы понимаем, что молодежи и людям среднего возраста интересны не только классические молоко, кефир, ряженка. Им хочется есть полезные продукты с новыми нестандартными вкусами. Поэтому четко следим за молочными новинками во всем мире и самое интересное пытаемся адаптировать у себя.
 
Удачным с этой точки зрения стало появление год назад в нашем ассортименте ряженок с фруктово-ягодными наполнителями - клубникой, абрикосом, черносливом и микс - персик-груша-злаки. Таких продуктов в Поволжье на полках в магазинах мало. А между тем они - отличный и, что называется, неизбитый вариант и для завтрака, и для небольшого перекуса среди дня и даже на ночь.
 
310-граммовые пластиковые бутылочки этих ряженок молодежь оценила: их берут на тренировки, в институт, чтобы с пользой утолить голод между занятиями. Кстати, у этой ряженки небольшой процент жирности - 2,2%.
 
Из той же серии другая недавняя новинка «Пестравки», ставшая хитом продаж, - фруктовые йогурты. Вообще, должен сказать, что именно молодежь подсказывает, куда двигаться дальше. Что касается дальнейшего развития, не хочу раскрывать всех секретов, но замечу - готовимся вывести на рынок несколько новинок. Они, полагаю, полюбятся потребителям.
 
Milknews: Какие ваши продукты пользуются наибольшей популярностью у покупателей?
 
Н. Астафуров: В идеале потребитель хочет видеть на столе натуральную и качественную молочную продукцию от местных производителей, которым доверяет. И если есть возможность, большинство именно такие продукты и покупает.
 
Если говорить о продуктах торговой марки «Пестравка», востребованы и молоко с кефиром, и сметана, и термостатная продукция, растет доля потребления йогуртов.
 
К сожалению, нередко качественная молочка - не самые бюджетные продукты. А доходы большей части населения не растут. Тут возникает противоречие между желаниями и возможностями. Мы стараемся выпускать продукты, доступные основной части населения. Поэтому наши молоко и кисломолочку можно приобрести и в недорогих пластиковых пакетах, и в упаковке с хорошими барьерными свойствами и, соответственно, более длительным сроком хранения.
 
Что в тренде? Натуральность, нестандартные вкусы и сочетания продуктов, использование больших форматов упаковки.
 
Один из наиболее продаваемых продуктов «Пестравки» - молоко. Во всех видах. Не случайно недавно выпустили сразу два новых вида молока. Год назад запустили фасовочную линию TetraBrikAsepticSquare и теперь разливаем натуральное ультрапастеризованное молоко жирностью 3,2% и 2,5% в удобные картонные коробки. Срок его годности - 180 суток. И это без какого-либо ущерба вкусу и пользе.
 
В результате расширили географию поставок молока «Пестравка» далеко за пределы Поволжья. А месяц назад в магазинах появилось наше пастеризованное молоко жирностью 3,2% в двухлитровых ПЭТ-бутылках с удобными ручками. Это также ответ на запрос потребителей - им интересны продукты в семейной, большой упаковке, которых хватит надолго и на несколько человек.
 
Говоря о традиционной молочке, не могу не вспомнить нашу линейку продукции из отборного молока - ряженку, кефир, простоквашу и само молоко «Отборное» - то, что вот уже несколько лет пользуется неизменным спросом покупателей. Это продукты с особым, деревенским, вкусом молока, продукты, подвергающиеся минимальной обработке на производстве. Поэтому у них ненормированный процент жирности.
 
Milknews: Увидят ли потребители «Пестравку» в сегменте «модных» трендов? Например, безлактозных продуктов или растительных аналогов?
 
Н. Астафуров: Сейчас все больше крупных международных компаний с интересом смотрят на рынок растительных альтернатив. Направление, конечно, интересное, перспективное. Сложно загадывать, что будет завтра, не исключаю, что и мы придем к этому. Мы не боимся нового, с интересом экспериментируем. Однако пока в ближайших планах выпуска растительных напитков нет.
 
Для нас, наверное, реальнее производство безлактозной молочной продукции. Но и его пока не планируем. Все-таки процент людей с непереносимостью лактозы невелик. А мы ориентируемся скорее на массового потребителя.
 
Milknews: Этим летом вы начали сотрудничать с сегментом HoReCa. Как вы оцениваете новый опыт? Куда поставляете свою продукцию и какую?
 
Н. Астафуров: Да, с лета выпускаем продукцию и для кафе, ресторанов, гостиниц. Новое для нас направление деятельности, интересное. Наладили выпуск ультрапастеризованных молока для капучино и 33-процентных сливок для взбивания торговой марки «Multicook».
 
Считаем выход в HoReCa хорошим решением для дальнейшего развития: это второй по объему продаж канал сбыта молочки в России после розницы. Выпуск новой серии продуктов для профессиональной кухни - определенный вызов и зона роста. Это еще и увеличение объемов производства и, соответственно, продаж. Эти продукты отличаются от традиционноймолочки. Они адаптированы для сохранения во время готовки определенных свойств: у молока для капучино взбитая пена не оседает, а сливки при приготовлении десертов взбиваются быстро и долго сохраняют плотную текстуру с тонким вкусом. Жидкие 33-процентные сливки - хорошая основа для супов и соусов. Это продукция с длительным - 180 суток для молока и 120 суток для сливок - сроком хранения, что позволяет возить и продавать ее по всей стране.
 
Milknews: 1 сентября стартовал уже второй этап обязательной маркировки молочной продукции. Столкнулись ли вы с какими-то сложностями при подготовке к запуску, в том числе в вопросе нанесения кодов, сотрудничества с типографиями?
 
Н. Астафуров: С сентября производство приступило к нанесению маркировки на продукцию со сроком годности больше 40 дней. У нас устройствами для нанесения маркировки оборудованы две линии. Да, были трудности в первые несколько дней, затем перенастроили оборудование и процесс нанесения маркировки вышел на необходимый режим. Маркировку на упаковку наносим сами. Типографии, с которыми сотрудничаем, пока не готовы наносить маркировку у себя.
 
Milknews: Расскажите, пожалуйста, как идет подготовка к старту третьего этапа маркировки с 1 декабря? Многие предприятия жалуются на задержки с поставкой оборудования для маркировки из-за того, что спрос на него сейчас чрезвычайно высок. Есть ли какие-то сложности с этим?
 
Н. Астафуров: После запуска маркировки на первых двух линиях мы учли все недостатки и недоработки, скорректировали совместные действия с интегратором. Сейчас подготовка идет, что называется, полным ходом.
Третья волна маркировки охватит почти 70% наших производственных линий. Большой плюс завода - программное обеспечение по работе с кодами маркировки у нас уже развёрнуто, ответственные сотрудники успешно справляются с задачами по заказу кодов DataMatrix, оформлению отчетов по нанесению и вводу в оборот.
 
По отзывам коллег по рынку знаем, что сроки поставки маркировочного оборудования уходят на несколько месяцев дальше, чем 1 декабря 2021 года. В нашем случае большая часть оборудования заказана или находится на складе интегратора. По первоначально проблемным позициям спецификации, где сроки передачи нас не устраивали, подобраны аналоги проверенных российских производителей. В целом движемся по графику, думаю, маркировку запустим в срок и без сбоев. 
 
Milknews: В прошлом году Пестравский маслозавод стал участником национального проекта «Производительность труда». Что это вам дает?
 
Н. Астафуров: Это возможность совместно с экспертами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда выявить «узкие места» в организации работы цехов.
 
Вместе мы уже оптимизировали производство пакетированной продукции, за полгода на 15% увеличив ее выработку. Это часть комплексной программы предприятия, направленной на поддержание лидерских позиций на молочном рынке Поволжья.
 
Торговой марке «Пестравка» - 20 лет, и всегда мы делали ставку на развитие. Не любим стоять на месте. Мы постоянно в поиске новых технологических решений и рецептур, стараемся оперативно реагировать на запросы потребителей, благодарны им за верность нашей продукции.
 
 

4961 просмотр

Также рекомендуем:


беларусь ТОП

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
0 -
extenso
ТЕЛЕГА
ВИДЕО 5 мин

ЮТЮБ
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Соцсеть для животноводов
Сибирская агронеделя 12.11
Соцсеть для животноводов
Сибирская агронеделя 12.11