компоненты

Обзор Что изменят в своем бизнесе молочники после коронавируса


По прогнозам экономистов, эпидемия коронавируса может оказать влияние на мировую экономику, сходное по значительности с Великой депрессией. Это будет выражаться как в изменении потребительских привычек, так и в новых стандартах сектора производства. Для молочной отрасли это может вылиться в необходимость осваивать новые каналы сбыта и сохранять усиленные меры безопасности еще какое-то время. О том, какие еще изменения ждут молочный бизнес после коронавируса, Milknews узнал у представителей отрасли. 

Открытие новых каналов сбыта 

В связи с объявленными мерами самоизоляции поменялось поведение потребителей в магазинах. Подробнее о том, как меняется картина спроса в молочной отрасли, Milknews писал в отдельном материале. Помимо потребительских привычек, изменяются и основные каналы сбыта: покупатели предпочитают заказывать продукты на дом из онлайн-магазинов производителей и офлайн-ритейла. Согласно прогнозам компании “Infoline-Аналитика”, рынок экспресс-доставки продуктов питания по итогам 2020 года может увеличиться в десятки раз - с 0,7 млрд до 30 млрд руб. 

Эксперты не исключают, что онлайн-шоппинг может стать новой реальностью не только для молочной отрасли, но и для всей пищевой индустрии. “Этот кризис приведет к изменениям взаимоотношений производителей и потребителей в части доставки товаров. Те изменения, на которые мы прогнозировали от 5 до 7 лет, в частности, речь идет о полноценном вхождении в нашу жизнь онлайн-торговли, займут гораздо меньше времени. Один-два года назад мы видели только пилотные проекты, как представители "Сернурского сырзавода" или компании Danone, пытались выстраивать прямые коммуникации с потребителями через онлайн-торговлю. В этот кризис мы увидели, что такие взаимоотношения могут выстраиваться гораздо быстрее. Сама бизнес-модель взаимодействия производителей и потребителей, а также каналы сбыта очень поменяются, доля онлайн-торговли серьезно вырастет”, - сказал Milknews генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. 

Представителям молочной отрасли придется подстроиться под новые тренды и в ближайшее время освоить онлайн-торговлю, считают эксперты. “Молочная отрасль, как и все другие, будет вынуждена подстраиваться под меняющиеся реалии, экономические в том числе. Так, часть молочных предприятий начала искать альтернативные каналы сбыта своей продукции, открывая собственные интернет-магазины или договариваясь о поставках своей продукции через существующие сервисы экспресс-доставки продуктов. Первое пока единичный опыт, но, думаю, крупные производители все активнее будут ему следовать”, - отметила PR-менеджер Ассоциации молочных производителей “Дамол” Лилия Абдуллина в разговоре с редакцией. 

Работа на удаленке станет нормой

Из-за повышенных мер безопасности многие предприятия перевели часть сотрудников на удаленную работу. В апреле специалисты портала “Работа.ру” подсчитали, что число россиян, работающих из дома, выросло с 3% до 14%. 

Эксперты отрасли считают, что после снятия ограничений предприятия вернут в офис не всех сотрудников. “Что касается работы на удаленке, на молочных заводах не многие могут трудиться в таком режиме. А вот офисные работники, занятые в молочной сфере, вполне могут частично уйти на удаленку. Особенно в крупных городах, которые более мобильны, легче решаются на перемены в своей работе. Это позволит иначе использовать площади офисов, которые нередко арендуются. Да и опыт последних полутора месяцев показал, что сотрудники удаленно работают не менее эффективно, чем в коллективе”, - считает PR-менеджер Ассоциации молочных производителей “Дамол” Лилия Абдуллина. 

По словам другого эксперта, нынешняя ситуация позволила работодателям оценить плюсы удаленной работы. Вполне вероятно, что некоторые из них продолжат пользоваться этой опцией после снятия ограничительных мер. “Достаточно большую часть работодателей привлекает возможность снизить свои расходы за счет снижения арендуемой офисной площади, также снизятся затраты на оргтехнику, канцелярию, содержание офиса”, - говорит ассоциативный директор Ernst & Young Максим Никиточкин. 

Участники отрасли отмечают, что после снятия карантинных мер работники вернутся в офис, но не сразу. “На данном этапе все ограничения и меры безопасности продолжают действовать в компании во всех странах, и мы только оцениваем порядок возвращения сотрудников в офисы и постепенного снятия мер. Безусловно, это процесс не будет быстрым - по предварительным оценкам переходный период может продлиться от нескольких месяцев до года”, - рассказали Milknews в пресс-службе “Валио”. В компании не исключили, что временные периоды работы из дома могут стать новой нормой для сотрудников. “В долгосрочной перспективе, вполне вероятно, удаленная работа может стать более значительной частью жизни части офисного персонала, особенно в период сезонных заболеваний”, - уточнили в “Валио”. 

По мнению генерального директора Молзавод “Гиагинский”, после снятия ограничительных мер, смысл в дистанционной работе для предприятия теряется. “До конца мая однозначно часть сотрудников останется работать на удаленке. Мы думали о том, в каком формате будут  работать некоторые отделы в летний период,  но пока ещё об том говорить рано. Так что будем смотреть по ситуации. В случае решения вопроса по снятию ограничительных мер, безусловно, смысла в удаленной работе нет, поэтому подразделения будут трудиться в офисах”, - объяснил Шамиль Гусейнов. 

Потребление и безопасность

На сегодняшний день нет никаких научных доказательств, что коронавирус передается через еду, но несмотря на это страх перед болезнью привел к изменению потребительских привычек. Как следует из исследования The Parker, покупатели стали приобретать меньше продуктов без промышленной упаковки и отдают предпочтения консервированной продукции и товарам с высокотемпературной обработкой. Большая часть участников потребительского исследования Yelp заключила, что хотят покупать товары, которые, по их мнению, в меньшей степени трогали работники при производстве. 

Подобные тренды потребительского поведения вряд ли окажут значительное влияние на молочную отрасль. Степень автоматизации и требования к безопасности на пищевых производствах всегда были очень высокие, считают эксперты. “У нас внедрена система менеджмента качества, основанная  на принципах ХАССП. Соответственно, она включает определенные меры безопасности, которые мы соблюдали и до введения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. К примеру, везде на участках и в цехах стоят дезинфекторы. После введения особых мер, мы увеличили их количество на входе и установили в офисах. Организовали сотрудникам неограниченный доступ к антисептическим средствам. Ввели масочный режим и регулярный контроль измерения температуры. Как и раньше, если человек ощущает недомогание и у него повышается температура, мы отстраняем его от работы. Прежние меры личной безопасности по сохранению здоровья и дополнительные меры, которые мы ввели, останутся и после пандемии”, - рассказал Milknews директор Молзавода “Гиагинский” Шамиль Гусейнов

Аналогичного мнения придерживается и гендиректор Московского завода плавленых сыров “Карат”. “На пищевых предприятиях, особенно на молочных, меры безопасности и до этого были очень жесткими. И в стандартной ситуации на предприятиях были дезинфекционные барьеры, которые были такими же барьерами от вирусов”, - сказал Milknews Евгений Гребнев. По его словам, после снятия ограничения усиленные меры безопасности в цехах будут сохранены, некоторые из которых могут потребовать от производителей бОльших усилий. “Так например, наше предприятие не останавливалось для полной дезинфекции, при этом за апрель-май мы ее провели уже четыре раза”, - отметил Евгений Гребнев. 

Усиленная гигиеническая защита и расходы на нее

По требованию Роспотребнадзора и указам региональных властей все работники предприятий агропромышленного комплекса, в том числе молочных заводов, обязаны носить медицинские маски и перчатки. Как пояснили участники отрасли Milknews, на многих заводах масочный режим существовал и до эпидемии, в масках предписывалась ходить сотрудникам, которые непосредственно контактируют с продукцией. После снятия ограничений многие участники молочной отрасли сохранят требования носить маски на всех участках предприятия. 

“Масочный режим до конца года на нашем предприятии однозначно останется. Мы обеспечиваем сотрудников разными комплектами масок: одни предназначены для работы в цехах, другие для перемещения по территории завода. Таким образом, у каждого сотрудника есть набор масок, которые он меняет на протяжении всего трудового дня”, - рассказал редакции директор Молзавода “Гиагинский” Шамиль Гусейнов.

При этом представители отрасли считают, что сектор не должен самостоятельно нести такие расходы. “Стоимость масок выросла до 30-35 рублей. Мы в молочной отрасли бьемся за повышение цены на 2-3% в год, а производители масок просто подняли цены масок в несколько раз, аргументируя это стоимостью сырья. Это чистая спекуляция. Мы не должны тащить на себе эти расходы. Мы настаиваем, чтобы сотрудники двигались в маске и перчатках от дома до работы, затем 2-3 комплекта а течение смены и потом обратно домой. Это порядка 200 рублей дополнительных затрат на человека в сутки”, - отметил гендиректор Московского завода плавленых сыров “Карат” Евгений Гребнев. 

По мнению другого эксперта, ношение масок и другие дополнительные меры гигиенической защиты исчезнут после снятия ограничений. “При отмене штрафов меры безопасности практически или вообще перестанут применяться. В том числе и потому, что меры безопасности, в частности, ношение масок – это ограничения и неудобства, на которые люди могут пойти только при наличии существенной причины. После прекращения эпидемии (или даже ее острой фазы) данная причина будет отсутствовать, с точки зрения людей. Вопрос в том, будет ли сама администрация предприятий заинтересована в введении нового порядка. Сейчас это кажется маловероятным”, - считает ассоциативный директор Ernst & Young Максим Никиточкин. 

1590471029

Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия Молоко

5076 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен