компоненты

Обзор Что происходит в отечественном секторе переработки молока?


Лидерам рынка переработки молока в 2021 году, несмотря на все сложности, удалось сохранить позитивную динамику и обеспечить прирост объемов продаж на 11,5%. При этом ТОП-30 компаний молочного рынка в очередной раз обеспечили больше половины прироста всей индустрии. Такие данные представили Союзмолоко, Streda Consulting и Milknews в рамках презентации рейтинга крупнейших переработчиков молока России. К этому событию мы решили выяснить, что происходит в отечественном перерабатывающем секторе, какие проблемы стоят перед ним и как производители молочной продукции оценивают перспективы развития отрасли.

 

Объемы растут вместе с запасами

 
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, перерабатывающий сектор в период с января по июнь текущего года сохранил положительную динамику развития, отмечают эксперты Союзмолоко.

Наиболее динамичный рост наблюдается в категориях сухих молочных продуктов – с января по июнь производство сухого цельного молока увеличилось на 17% - до 33,9 тыс. т, сухого обезжиренного молока – на 12,5% до 57 тыс. т. В значительной степени выросло производство сливочного масла – на 13,3% до 154,7 тыс. т. При этом стоит подчеркнуть, что в предыдущие периоды в сегменте сливочного масла наблюдалась стагнация – в 2019 году относительно 2017-го его производство снизилось на 0,2% с 270 тыс. т до 269 тыс. т соответственно. Небольшое увеличение в 3,1% наблюдалось в 2020-м относительно 2019-го. В прошлом году снова было снижение производства на 1,7% относительно позапрошлого.    


 
Более скромный, но все же рост показателей за первые пять месяцев текущего года прослеживается в производстве ряда других категорий продукции. По сырам он составил 6,2% до 308,3 тыс. т, по сливкам 4,4% до 118,5 тыс. т, по сухой сыворотке 3,5% до 95 тыс. Производство сметаны выросло на 0,9% до 263,2 тыс. т.
 
По данным экспертов Союзмолоко, в течение первых шести месяцев 2022-го увеличилось также производство питьевого молока и «сырных продуктов» - на 4,4% до 2,9 млн т и 9,4% до 104,6 тыс. т соответственно. Причиной такой динамики, считают аналитики Союза, стало снижение платежеспособного спроса.



 
А вот выпуск кисломолочной продукции снижается. Так, производство йогуртов упало на 13,7% до 362,2 тыс. т, кефира – на 3% до 469,5 тыс. т.
 
Запасы молочной продукции на складах молокоперерабатывающих предприятий к концу июня 2022 года относительно 2021 года по молокоемким категориям тоже существенно выросли. Особенно данная тенденция заметна в категориях сухого обезжиренного молока – на 82% до 14,3 тыс. т, и сухой сыворотки – в 2,9 раза до 17,8 тыс. т. Также увеличение запасов отмечается в наиболее доступных категориях: питьевого молока – на 18% до 51 тыс. т, «сырных продуктов» - на 46% до 22,3 тыс. т. Менее существенный прирост запасов произошел в категориях сухого цельного молока и сливочного масла – на 22% до 8,4 тыс. т и на 19% до 23,4 тыс. т соответственно.



 
При этом запасы сыров снизились на 1% до 47 тыс. т, творога – на 29% до 5 тыс. т, йогуртов – на 24% до 6,7 тыс. т, сметаны – на 11% до 3,3 тыс. т.
 

Стабильный спрос, несмотря на рост цен

 
По данным Союзмолоко, цены на молочную продукцию в мае 2022 года выросли относительно аналогичного периода годом ранее на 23,5% при том, что средний рост цен на продукты питания составил 21,5%.
 
Особенно за упомянутый период увеличились цены на сгущенку – на 39,6%. Для «Алексеевского молочноконсервного комбината» именно сгущенное молоко, произведенное по ГОСТ, является объемообразующим. Производство данной продукции на предприятии ежегодно растет, и этот год не стал исключением в потребительском секторе – продажи сгущенного молока у компании в первом полугодии 2022-го увеличились на 10% относительно аналогичного периода годом ранее.
«А вот в производственном секторе, начиная с апреля, мы, наоборот, фиксируем снижение объемов продаж в районе 30%. В первую очередь, такая динамика связана со снижением спроса на кондитерскую продукцию, а также в определенной степени с неудачным, на наш взгляд, стартом сезона по мороженому», - делится гендиректор «Алексеевского молочноконсервного комбината» Иван Никитенко.
Производство сгущенки в первой половине текущего года осложнялось волатильностью цен на рынке сахара – по данным Союзмолоко, он подорожал относительно мая прошлого года в мае текущего на 61,4% - и в принципе доступность данного продукта. Для решения данной проблемы молочноконсервный комбинат формировал стоковые запасы.
 
Цены на питьевое молоко и кисломолочную продукцию увеличились с мая 2021-го по май 2022-го на 23,3% и 21,8% соответственно. При этом ее производители не отмечают снижения потребительского спроса.
 
«В целом, вся наша цельномолочная продукция в первом полугодии текущего года пользуется высоким спросом», - рассказывает член совета директоров «Брянского молочного комбината» Константин Малыхин.
 
При этом, добавляет он, есть несущественное снижение спроса на творожные сыры и сыры с белой плесенью.
 
По данным Союзмолоко, производство творога и продуктов на его основе с января по май текущего года в России уменьшилось на 8% до 297 тыс. т, а потребление с января по апрель снизилось на 7,6%.
 
В пресс-службе Ассоциации молочных производителей (АМП) «Дамол» сообщили, что в последние месяцы наблюдается падение спроса населения на часть более дорогих продуктов. «При этом мы получаем от торговых сетей информацию о растущем интересе к базовым молочным продуктам из низкого ценового сегмента», - подчеркивает представитель Ассоциации.
 
ГК «Лосево» в этом году завершила масштабную реорганизацию предприятия и с 5 июля возобновила поставки продукции в магазины-партнеры.
«В процессе реорганизации предприятия было принято решение сохранить весь ассортимент производимой молочной продукции, сокращать его мы не планируем. Поэтому после реорганизации на полки отправились молоко, йогурты, сметана, ряженка и другие наши продукты», - делится гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов.

Основные вызовы


Переработчикам молока пришлось в первом полугодии столкнуться с некоторыми сложностями. В основном они связаны с поставками упаковки. «Брянский молочный комбинат» даже был вынужден на некоторое время остановить один молочный цех.
«Выпускаемая в нем продукция традиционно фасовалась в упаковку компании Elopak, которая уже ушла с рынка», - поясняет Малыхин.       
 
«Алексеевский молочноконсервный завод» тоже столкнулся со сложностью в плане доступности тары и упаковки после заявлений ряда производителей данной продукции об уходе с рынка.
 
«В марте нам пришлось осуществить массовую закупку всей доступной тары и упаковки. На текущий момент запас сформирован. В основном упаковка, которую мы используем – жестяная и из пэт-материалов, и нам в этом плане несколько проще, чем некоторым другим участникам рынка. Однако у нас есть некоторые опасения в плане поставок в Россию белой жести, из которой делаются банки для сгущенки», - делится Никитенко.
 
Данный материал, по его словам, изготавливается не в России. Основной ее объем поставляется на наш рынок из Китая, однако порядка 30% ввозилось из Европы, и пока этот объем заместить альтернативными поставщиками не удалось. Сложившаяся ситуация может негативно повлиять на стоимость упаковки, считает руководитель молочноконсервного завода.
 
Члены АМП «Дамол» тоже столкнулись в этой году с дефицитом картонной упаковки.  «Причины всем известны. Шведская компания Tetra Pak перестраивает свою деятельность по производству асептической упаковки для продукции с длительными сроками хранения. В начале весны один из ведущих мировых производителей упаковки и упаковочных систем для жидких продуктов норвежская компания Elopak приостановила деятельности в России. Часть наших предприятий фасовала продукцию в «Пюр Пак». Теперь, по мере того как запасы этой упаковки заканчиваются, они переводят розлив продукции в ПЭТ-бутылки. Кроме того, ведем переговоры с поставщиками картонной упаковки, хотя сейчас и с этим материалом не все просто, его также не хватает. Да и цены на него выросли с весны вдвое. Но по картону есть российские поставщики, и это большой плюс», - рассказывает представитель пресс-службы Ассоциации.
 

Вывод на рынок новой продукции

 
Производители молочной продукции не только продолжают выпускать привычный ассортимент, но и выводят на рынок новинки в различных ценовых сегментах. Так, в начале лета сезонную новинку – сывороточный напиток «Фрешмикс» - выпустил «Пестравский маслозавод», входящий в «Дамол». «И мы видим, что это продукт пользуется спросом у потребителей», - подчеркивает представитель пресс-службы Ассоциации.
 
«Алексеевский молочноконсервный завод» и вовсе планирует создать новый продукт и стандарт в сегменте десертов.

«При этом мы начали выпускать новинки – шоколадные и карамельные пасты. Сейчас аналогичная продукция, которая традиционно предлагалась крупными транснациональными компаниями, существенно выросла в цене. При этом вся она, как правило, содержит растительные жиры. Мы же хотим выпустить аналогичную продукцию без растительных жиров. Таких продуктов в массовом сегменте на нашем рынке пока нет, и мы хотим создать качественные и вкусные пасты и сформировать некий стандарт качества в данной категории, который четко будет ассоциироваться с нашим брендом», - озвучивает планы предприятия Никитенко. 
 

В планах – наращивание производства

 
В целом, «Алексеевский молочноконсервный завод» по итогам года рассчитывает не потерять прироста спроса в потребительском секторе. При этом руководитель компании не исключает, что будет восстановление потребления продукции в секторе b2b.

«Соответственно, прогнозируем, что у нас будет или нулевой прирост в плане производства или совсем небольшое снижение. Наша основная задача сегодня – удерживать высокое качество выпускаемой продукции», - отмечает Никитенко.
 
«Брянский молочный комбинат» планомерно наращивает производство стерильного молока и стерильных сливок. 
«В конце прошлого года мы запустили вторую машину для стерилизации, и, если не будет проблем с упаковкой, и мы будем получать ее в полном объеме и ассортименте, то планируем увеличение продаж по итогам года по стерильному молоку и сливкам на 25-30%», - делится планами Малыхин.
В «Лосево» темпы и объемы производства растут буквально каждый день, количество заявок от контрагентов увеличивается. «Результаты будут понятны через 2-3 месяца работы. Сейчас наша первостепенная задача - удовлетворить запрос и максимально расширить географию поставок по Петербургу и Ленобласти, чтобы каждый покупатель мог приобрести наши продукты «Лосево» рядом с домом», - подчеркивает Беглов.
 
Члены АМП «Дамол» постоянно следят за потребительскими предпочтениями и готовы оперативно на них реагировать, но пока не планируют серьезного пересмотра ассортиментного портфеля. «Сейчас на заводах ассоциации выпускаются все базовые категории молочки и все эти продукты востребованы. Конкретные прогнозы по объемам переработки за год давать пока сложно, но мы рассчитываем на их рост», - делится представитель «Дамол».
 
1659601531

бизнес

4664 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен