Обзор Что нужно для цифровизации сельского хозяйства в России
Минсельхоз запрашивает 50 млрд рублей до 2030 года из федерального бюджета на внедрение цифровых технологий в агропромышленный комплекс. В то же время в России сохраняется ряд препятствий для трансформации отрасли, считают эксперты. Milknews побывал на круглом столе “Практические инструменты устойчивого развития цифровизации в АПК” в рамках выставки “Золотая осень” и рассказывает, что волнует участников рынка.
Отрасли нужен рейтинг
“Без цифровизации отрасль уже достигла потолка в производительности, мы не можем делать технику еще больше, чем сейчас”, - считает Бьёрне Дрекслер, председатель Smart Farming Club, член совета директоров "Эконива Техника-Холдинг". Для развития устойчивого и прогнозируемого производства российскому АПК нужно переходить на новые технологии.
“Мы работали в Песчанокопской аграрной группой, рядом с ними была другая организация. После того, как была внедрена роботизация, урожайность первой компании достигла 47 центнеров на гектар. У соседей, большого сетевого холдинга, было только 22. Когда владелец увидел результаты соседей, мне не пришлось ничего доказывать, сразу же было принято решение о роботизации”, - говорит основатель и президент компании Cognitive Robotics Ольга Ускова.
При этом, чтобы разработать действительно эффективные меры по внедрению новых технологий, необходимо сначала оценить нынешний уровень цифровизации, считает Дрекслер. “Мы занимаемся формированием рейтинга цифровизации сельского хозяйства России, в ходе которого, как мы надеемся, изучим уровень внедрения технологий у 15 тыс. участников отрасли. По результатам рейтинга можно разработать меры по развитию цифровизации”, - говорит он. Целью рейтинга цифровой зрелости АПК является не только глобальная оценка уровня цифровизации, но и стимулирование разработок, внедрение новых цифровых технологий и платформенных решений в сельском хозяйстве, а также формирование спроса на передовые российские технологии. Проект планируют реализовать при участии независимых консультантов KPMG и экспертной поддержке Сбербанка.
“Чтобы это развивать и усиливать отрасль, нужны новые технологии. На следующие три года на субсидиарные программы по разным направлениям подписано 84 млрд в одном министерстве и 18 млрд в другом (Минсельхоз и Минпромторг - прим.ред). Чтобы эффект от этих денег был максимальным, необходимо привести процедуру в максимально прозрачное состояние. Нам обязательно нужен рейтинг цифровизации. Должна быть понятная математическая модель и максимальная удаленность от бизнеса”, - говорит Ольга Ускова из Cognitive Robotics.
Что мешает цифровизации?
Цифровизация помогает развивать сельские территории, решать экологические проблемы и повышать экономическую эффективность хозяйств. Однако, по словам генерального директора “Агротерра” Патрик Гидирим, в России для развития технологий сохраняются серьезные барьеры. “Цифровизация держится на инфраструктуре первичных данных. Вчера я смотрел на рейтинг России по широкополосному мобильному интернету, там в двадцатке России не было. Тоже самое о погодных станциях. Погода меняется каждые 2,5 квадратных километра, то есть на Центральное Черноземье нам нужно 18 тыс. погодных станций, подключенная к широкополосному интернету. Это где-то 90 млн долларов. Для одной компании это многовато, для России - это капля в море”, - считает эксперт.
Другое препятствие - это человеческий фактор. На местах аграрии часто боятся и не хотят внедрять сложные технологии. “Когда мы внедрили систему мониторинга техники, то расход топлива на предприятиях на 50%. Однако большую важность составляет процесс интеграции технологий на местах. Часто на бумаге все работает, но на местах агрономы не хотят работать в программе”, - рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям “Био-Тон” Сергей Коновалов.
Цифровизации будут помогать
В цифровизации отрасли серьезно заинтересованы российские банки, кредитующие агросектор. “В следующем году мы хотим дать возможность снижать кредитную ставку нашим клиентам, которые используют цифровые решения. Это не вопрос нашей щедрости, а вопрос управления рисками. Если фермер использует наши цифровые решения, мы понимаем, что он повышает свою эффективность. Тем самым мы как банк снижаем свои риски”, - говорит Елена Батурова, директор Центра развития финансовых технологий АО “Россельхозбанк”.
В Россельхозбанке занимаются, в первую очередь, развитием решений для малых компаний. В прошлом году для этого был создан маркетплейс “Свое фермерство”, где мелкие сельхозпроизводители могут приобрести товары, необходимые для сельхозпроизводства. Это сырье, удобрения, корма, средства защиты растений. Другой маркетплейс, разработанный банком, позволяет в один клик купить сельхозпродукцию у фермеров и получить ее с доставкой до своей двери.
В Минсельхозе планируют разрабатывать систему субсидирования, предназначенную специально для цифровизации сектора. “На последнем Дне поля мы внимательно обсуждали меры господдержки. Имеет смысл субсидировать решения для пробации, для понимания, что такое цифровизации, какие эффекты она дает. Мы рассматриваем возможность предоставления дронов и метеостанций как услуги вместе с комплексным обслуживанием”, - сказал начальник департамента цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК Андрей Хоробрых. Планируется, что поддержку получит цифровизация как в растениеводстве, так и в животноводстве и рыбохозяйственном комплексе.
Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК