Обзор Кто такие флекситарианцы, и почему потребители отказываются от молока
Вегетарианство с частичным употреблением мяса или флекситарианство становится все более частым образом питания среди молодых людей до 30 лет. Euromonitor International подсчитал, что с 2015 рынок заменителей молока и мяса вырос на $9 млрд и продолжит эту тенденцию в ближайшее время. О том, почему именно потребители выбирают такое питание, и какие новинки предлагает рынок альтернатив Milknews узнал на вебинаре “Развитие растительного питания и альтернативных белков”.
Чувство здоровья
Тренд на здоровый образ жизни уже не один год лидирует на рынке продуктов питания. Тем временем, само понятие “здоровье” постоянно меняется. Так, Euromonitor в рамках социологического исследования установил, что на сегодняшний момент потребители включают в это понятие физическое и ментальное благополучие, хороший иммунитет и физическую форму. Больше 50% респондентов назвали “сбалансированный рацион” в числе 10 наиболее популярных составляющих здорового образа жизни.
Около 65% участников исследования сказали, что хотят улучшить свои пищевые привычки. 50% респондентов отметили, что с большей степенью готовы получать полезные витамины и микроэлементы из еды, чем со специальными добавками. ”Бренды и компании, которые смогут вписаться в этот тренд, с большей вероятностью сохранят успешные позиции на рынке”, - говорит старший консультант Euromonitor International Амрута Шридхар.
37% респондентов указали, что употребление заменителей мяса делает их более здоровыми. Больше 50% опрошенных потребителей указали, что готовы снизить потребление мяса, 70% считают, что им необходимо есть больше овощей и фруктов. 23% потребителей хотят снизить потребление мяса, в 2019 году эта цифра была на уровне 19%, напоминают в Euromonitor. 16% опрошенных пытаются придерживаться питания на основе только растительных компонентов. 15% стараются сократить потребление молочных продуктов. 6% опрошенных в настоящий момент уже перешли на растительное питание или флекситарианство.
Среди основных барьеров, которые останавливают потребителей от перехода на ЗОЖ, большая часть респондентов указала высокую цену на такие продукты и нехватку времени на приготовление блюд. Отдельные респонденты указали на иные пищевые привычки в семье, а также отсутствие должных кулинарных навыков. “В этой ситуации развитие онлайн-торговли и наличие в ассортименте торговых сетей готовых к употреблению блюд способствует развитию тренда”, - считает Амрута Шридхар.
Среди основных причин, почему потребители сокращают потребление продуктов животного происхождения, респонденты назвали следующие причины: “так я чувствую себя более здоровым”, “это улучшает пищеварение” и “это дает лучшую физическую форму”.
Кто такие флекситарианцы?
Чем же характеризуются современные потребители, которые стремятся как можно меньше потрелять мяса и молока, но не отказываются от них совсем? Согласно аналитикам Euromonitor International, больше 73% таких покупателей занимаются спортом хотя бы раз в неделю. Они активно интересуются такими темами, как изменение климата, влияние выбросов на окружающую среду. 59% таких потребителей предпочитают покупать товары только брендов и компаний, которым они доверяют. 21% указали, что польза экологии стала их главной причиной отказа от мяса.
Больше половины респондентов предпочитают тратить деньги на впечатления, а не вещи. При этом они внимательно относятся к своим тратам и в меньшей мере делают импульсивные покупки. Товар, который выбирают такие потребители, должен вписываться в понятие “здоровый образ жизни” со всех сторон. Такой продукт будет вносить свой вклад в здоровье пищеварения, при этом отвечать критериям экологичного товара, например, иметь соответствующую упаковку.
Такие потребители внимательны не только к физическому, но и ментальному здоровью. 40% респондентов каждую неделю предпринимают что-то для снижения уровня стресса в жизни. В основном в категорию попадают молодые люди. По данным опроса, только 25% потребителей с 15 до 29 лет указали, что они никогда не пробовали аналогов мясу. Среди респондентов 60+ таких оказалось больше 50%. Производители, которые примут во внимание данные факторы, смогут получить наибольшее внимание флекситарианцев как группы потребителей, считают аналитики Euromonitor International.
Для производителей важна и информация об основных каналах, через которые современные потребители получают информацию. Так, большая часть опрошенных предпочитает искать информацию в интернете. Многие готовы получать советы по питанию только у экспертов в области медицины. На третьем месте - мнение нутрициолога, а уже затем - советы друзей или семьи. Далее идут соцсети и консультация у фитнес-тренера. “Бренды и компании, которые заинтересованы в успехе, должны использовать данные каналы в коммуникации с потребителями”, говорит старший консультант Амрута Шридхар.
Основные тренды рынка
Рынок альтернатив существует не первый год, и в последнее время на нем стали заметны серьезные изменения. Так, появляются новые основы для растительных продуктов, а старые встречают критику как со стороны потребителей, так и со стороны компаний-производителей. Менеджер категории еда и питание Euromonitor International Том Рис выделил последние тенденции рынка.
Аналоги мяса становятся популярными
Такие бренды, как Beyond Meat и Impossible уже надежно вписали себя в сознание потребителей и продолжают свое развитие на рынке. Особенной популярностью такие продукты пользуются на рынке Северной Америке и Западной Европы. В Азии растет интерес потребителей к таким брендам, как Omni Foods, а также Beyond Pork (часть Beyond Meat для китайского рынка). Молодые потребители в большей степени выбирают подобную продукцию, чем взрослые покупатели.
Молочные альтернативы расширяют предложения
Аналоги молока намного больше популярны среди современных потребителей, чем заменители мяса, так как предложение первых на рынке значительно шире. Потребители могут выбирать товар на основе своих предпочтений и нужд. То есть, один покупатель может купить овсяный напиток из-за наличия в нем клетчатки, продукт на основе орехов как замену белка и в дополнение выбрать продукт специального назначения, например, напиток для приготовления кофе на растительной основе. Последнее предлагает Oatly под брендом Oatly Barista.
Соевые напитки остаются наиболее популярными альтернативами молочным напиткам, однако на отдельных рынках их популярность снижается из-за обеспокоенности потребителей относительно экологичности ингредиента. В то же время продукты на основе миндаля также встречают критику из-за повышенного расхода воды на выращивание продукта. Категория растительных йогуртов показывает значительный прирост, в то время как развитие ниши веганских сыров останавливают претензии потребителей к текстуре, вкусу, а также к их зачастую плохой реакции на температурную обработку, например, на нагревание и плавление.
Категория альтернатив морепродуктам пока незначительная
Несмотря на то, что популярность категории растительных морепродуктов гораздо меньше предыдущих товаров, эта ниша также уверенно растет. Одним из положительных сигналов для категории стали инвестиции со стороны крупных игроков рынка. Так, в сентябре 2020 Nestle запустила Vuna для производства растительной альтернативы тунцу. Ранее Tyson Ventures направила $18 млн в проект New Wave Foods, который планирует развивать выпуск рыбных продуктов на растительной основе.
Лабораторное мясо интересно чиновникам
В прошлом году в категории произошло значимое событие: в декабре Сингапур официально признал лабораторное куриное мясо пригодным к розничной продаже и использованию в местах общественного питания. “Такой продукт, без сомнения, наиболее экологичный среди альтернатив, он совсем не требует водных и других природных ресурсов для выращивания”, - отмечает Том Рис. Мясом, выращенным в пробирке, интересуются отдельные чиновники и государственные организации, например, в Японии и Испании, так как оно может помочь достичь продовольственной безопасности без использования значительных вложений. Так, в Испании на изучение категории было выделено 3,7 млн евро.
В поисках новых источников белка
На рынке активно возникают новые источники белка, так как привычные и уже устоявшиеся на рынке категории часто вызывают вопросы с точки зрения экологии. Инвесторы активно интересуются такими инициативами, как белок на основе подсолнечника, водорослей, насекомых и грибов.
Белок на основе сверчков
Претензии к альтернативам
Вместе с развитием рынка альтернатив, растет и критика подобных производителей. Так, Lightlife, специализирующаяся на заменителях мяса, публично обвинила своих конкурентов в использовании “чрезмерно переработанных ингредиентов, ГМО, ненужных добавок и филлеров, а также фальшивой крови”. Производитель призвал компании разрабатывать собственные портфолио продуктов из простых и понятных ингредиентов.
Производители альтернатив стремятся удовлетворить предпочтения потребителей, используя разные стратегии. Прежде всего, они продвигают удобные форматы упаковки и торговых сетях, а также развивают партнерство с известными ресторанами питания, например, с McDonald’s. Компании развивают разные формы продукта, например, снеки, которые удобны в употреблении. Бренды экспериментируют с текстурой и вкусом, стараясь удовлетворить потребителя. Если растительный аналог сыра еще не всегда встречает одобрение со стороны покупателей, то сыр, выращенный в лабораторных условиях, может составить ему конкуренцию в будущем, говорит менеджер категории еда и питание Том Рис. Аналогичная ситуация и с заменителями грудного молока, которые отдельные компании пытаются разработать в условиях лабораторий. Рынок ЗГВ очень широк, спрос на подобные продукты только растет, и это может стать перспективным направлением для развития категории альтернатив в ближайшем будущем.
Автор: Наталья Антонова
Теги: мир