Кейс: Как Lactalis превратился из семейного завода в транснациональную компанию?


Пасмурным днем 19 октября 1833 года Андре Бенье выкупил 35 литров молока у фермеров в пригороде Лаваля и сделал камамбер. Так романтично началась история компании с годовым объемом продаж в 16 млрд евро, которая сегодня входит в тройку крупнейших переработчиков молока в мире.

Milknews тщательно изучил историю компании Lactalis и рассказывает о пути к успеху в рубрике “Кейс”.

История

Международная компания Lactalis, которая сегодня присутствует в 44 странах, начиналась на западе Франции в городе Лавале с населением в 50 тыс человек как небольшое семейное предприятие. В 1933 году ее основатель Андре Бенье приготовил первые 17 головок камамбера Le Petit Lavallois, которые удивительно быстро нашли своих покупателей. Вскоре молочный бизнес стал основным источником дохода семьи Бенье, а глава дома дал компании свое имя. В 1947 году ее годовой оборот составлял уже 120 млн старых франков. К 1950-м годам Бенье производил уже 25 млн головок камамбера, 800 тонн молока и 100 тыс упаковок сливок в год.

В 1968 с конвейера завода сходит первый камамбер под маркой “Президент”, который станет флагманским брендом компании. Сыр сделали из стерилизованного молока и упаковали в Tetra Pak.

В 1980-м компания задумалась о выходе на международный рынок и запустила производственную площадку пригороде Бостона. К 1990-м годам компания перерабатывала 4 млрд литров молока в год и производила 313 головок камамбера. В это время она начинает больше ориентироваться на международный рынок, активно вести сделки “слияние и поглощение” и открывать площадки в Италии, Шотландии, Польше, Египте и Саудовской Аравии. В 1999 сын Анри Бенье Мишель меняет название компании на Lactalis, потому что это слово одинаково произносится на всех континентах и языках. Значимыми сделками Lactalis становится совместное предприятие с Nestle в 2006 и покупка 83,3% “Пармалат” в 2011 году.

Сегодня Lactalis перерабатывает молоко на 236 заводах и занимает первое место по объему произведенной молочной продукции и сыра в Европе, по количеству принятого молока в переработку и по уровню производства сыра. На предприятиях компании в Африке, Азии, Ближнем Востоке и Африке работает 75 тыс человек.

Развернутой информации по финансовым результатам Lactalis в открытом доступе практически нет, в иностранной прессе компанию называют “самой секретной в Европе”. Последние данные о деятельности группы датируются 2016 годом. На сайте головного офиса говорится, что 58% прибыли Lactalis приносят продажи в Европе, в основном во Франции и Италии, 21% - в Северной и Южной Америке, 14% - в Океании и Азии, 7% - в Африке.

По категориям 34% от выручки компания зарабатывает на сырах, 25% - на молоке, 12% - на молочных ингредиентах, 12% - на йогуртах, 10% - на сливочном масле.

В 2017 году Lactalis стала третьей в рейтинге крупнейших производителей молочных продуктов в мире по версии Rabobank, уступив только Danone и Nestle. Объем продаж в евро составил 16,3 млрд. Основные бренды компании - President, Galbani, Lactel, Bridel, Celia.

В России Lactalis построила собственный завод в Истринском районе Московской области, в 2010 купила Ефремовский маслосыродельный комбинат в Тульской области. “Лакталис Восток” до 2017 возглавлял Евгений Гребнев, позднее он перешел в московский “Карат”. С октября прошлого года генеральным директором “Лакталис” стала Алина Сафинина.

По данным “Картотеки”, в 2016 году выручка “Лакталис Восток” составила 6,7 млрд рублей, валовая прибыль - 2,9  млрд. Прибыль до налогов превысила 316 млн рублей, чистая прибыль - 226 млн рублей.

Успех компании Lactalis - внимание к растущим рынкам

По словам директора по коммуникациям группы Lactalis Мишеля Нале, успех компании связан с пристальным вниманием к рынкам, которые находятся на подъеме. С начала 2010-х годов компания расширяет присутствия на новых торговых площадках: Lactalis купила перерабатывающие предприятия в Грузии, Румынии, Турции, Мексике, Бразилии и Индии.

После введения эмбарго в России и снижения спроса на молочные продукты в Европе, следующими интересными для инвестиций рынками директор по коммуникациям Налет считает Бразилию и Индию.

“С 2014 года мы закрываем большие сделки по поглощению, особенно в Индии, где у нас уже работает 7 заводов”, - отмечал Нале. Он рассказал также, что после приобретения “Пармалат” в 2011 году компания усилила позиции в Канаде и Австралии.

По оценкам консультантов из Borderless, группа выбирает такие площадки для инвестиций, которые могут значительно вырасти в ближайшее время, при этом, внутренние игроки ограничены в развитии из-за технологического отставания. Так, в Индии растет спрос на пакетированные молочные продукты, потому что население отказывается от разливного молока, при этом крупный игрок Amul имеет проблемы с цепочками доставки из-за неразвитой инфраструктуры.

Аналогичная ситуация с Румынией, которая, на первый взгляд, не выглядит как перспективный рынок. 44% населения живет в сельской местности и покупает разливное молоко или производит его дома. Уровень потребления остается ниже, чем в европейских странах. Lactalis считает рынок перспективным с точки зрения роста в среднесрочной и долгосрочной перспективы. По оценкам экспертов, Румыния будет проходить аналогичные европейским странам этапы развития индустрии вместе с естественным ростом городского населения. По прогнозам Euromonitor, к 2020 году продажи сыра в стране увеличатся на 6%, уровень потребления вырастет на 20 литров на душу населения. Точками роста для рынка станут категории йогуртов и кисломолочных напитков. Это станет возможным благодаря развитию современной розницы в стране и переключения населения с разливных напитков на пакетированные молочные продукты.

Как и все ключевые игроки, группа развивает Китай, где компания присутствует с 1998 года. До недавнего времени переработчик продавал в Китае детские смеси и молоко “родом из Франции”. В прошлом году компания решила нарастить ассортимент и выкупила площадку по производству йогуртов в Австралии у “Данон” за $875 млн. По оценкам Euromonitor, в перспективе эта сделка поможет Lactalis нарастить свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Из конкретных категорий молочных продуктов, в которых директор по коммуникациям Lactalis видит перспективы, Нале особо отметил протеин и другие ингредиенты на основе сыворотки. Компания активно развивает сегмент, производит несколько сотен тысяч тонн молочных ингредиентов в год для кондитерской индустрии, детского и функционального питания, готовых продуктов и замороженных десертов. Lactalis выпускает сывороточные продукты, сухие молочные ингредиенты, казеин и казеинат, сливочное и топленое масло.

Скандалы

С именем Lactalis в мире бизнеса связаны несколько громких скандалов. Сегодня компанией управляет внук Андре Бенье - Эммануэль, и он предпочитает вести спокойный образ жизни и не выступать на публике. Ему 47 лет, и он девятый в списке самых богатых людей Франции. Скромный миллионер в 2016 году стал центром скандалов после того, как фермеры прочитали, что за год он заработал $5,9 млрд.

Фермеры устроили протесты, потому что посчитали, что богатая компания платит им недостаточно за реализованные литры. В ответ всегда тихий Бенье написал фермерам письмо, где сказал, что все доводы фермеров - это “выдумка, что большие притесняют маленьких”. После этого аграрии заблокировали штаб-квартиру Lactalis в Лавале, и в дело пришлось вмешаться министру сельского хозяйства ЕС Ле Фоллю, который сообщил, что не может связаться с Бенье. После этой информации фермеры заклеили город листовками с фото Бенье и надписью “Разыскивается”. История закончилась благополучно: руководитель вышел на связь и повысил отпускные цены.

Еще один скандал случился в начале 2018 года. Lactalis отозвал 12 млн детских молочных смесей из супермаркетов в 83 странах. Это пришлось сделать после того, как в СМИ появилась информация, что компания скрыла случай обнаружения вируса сальмонеллы на заводе во Франции. Тридцать шесть детей во Франции и Испании заболели после употребления зараженных смесей, теперь их семьи разбираются с компанией в суде.

Бенье выступил на публике и рассказал, что компания не говорила об обнаруженной сальмонелле, потому что не нашла ее следов в молочных продуктах. Завод, на котором произошел инцидент, не работает с конца прошлого года, без работы остались 330 человек. Бенье выразил надежду, что после всех необходимых процедур, предприятие запустит производство, всем пострадавшим семьем он пообещал денежную компенсацию.

1636 просмотров
Комментарии
extenso

Катозал
Где маржа

Подпишитесь на нашу рассылку

Магазин Аналитики


Аналитический центр Milknews
Мол и мяс инд
Мол и мяс инд