Кейс: Как Lactalis превратился из семейного завода в транснациональную компанию?
Пасмурным днем 19 октября 1833 года Андре Бенье выкупил 35 литров молока у фермеров в пригороде Лаваля и сделал камамбер. Так романтично началась история компании с годовым объемом продаж в 16 млрд евро, которая сегодня входит в тройку крупнейших переработчиков молока в мире.
Milknews тщательно изучил историю компании Lactalis и рассказывает о пути к успеху в рубрике “Кейс”.
История
Международная компания Lactalis, которая сегодня присутствует в 44 странах, начиналась на западе Франции в городе Лавале с населением в 50 тыс человек как небольшое семейное предприятие. В 1933 году ее основатель Андре Бенье приготовил первые 17 головок камамбера Le Petit Lavallois, которые удивительно быстро нашли своих покупателей. Вскоре молочный бизнес стал основным источником дохода семьи Бенье, а глава дома дал компании свое имя. В 1947 году ее годовой оборот составлял уже 120 млн старых франков. К 1950-м годам Бенье производил уже 25 млн головок камамбера, 800 тонн молока и 100 тыс упаковок сливок в год.
В 1968 с конвейера завода сходит первый камамбер под маркой “Президент”, который станет флагманским брендом компании. Сыр сделали из стерилизованного молока и упаковали в Tetra Pak.
В 1980-м компания задумалась о выходе на международный рынок и запустила производственную площадку пригороде Бостона. К 1990-м годам компания перерабатывала 4 млрд литров молока в год и производила 313 головок камамбера. В это время она начинает больше ориентироваться на международный рынок, активно вести сделки “слияние и поглощение” и открывать площадки в Италии, Шотландии, Польше, Египте и Саудовской Аравии. В 1999 сын Анри Бенье Мишель меняет название компании на Lactalis, потому что это слово одинаково произносится на всех континентах и языках. Значимыми сделками Lactalis становится совместное предприятие с Nestle в 2006 и покупка 83,3% “Пармалат” в 2011 году.
Сегодня Lactalis перерабатывает молоко на 236 заводах и занимает первое место по объему произведенной молочной продукции и сыра в Европе, по количеству принятого молока в переработку и по уровню производства сыра. На предприятиях компании в Африке, Азии, Ближнем Востоке и Африке работает 75 тыс человек.
Развернутой информации по финансовым результатам Lactalis в открытом доступе практически нет, в иностранной прессе компанию называют “самой секретной в Европе”. Последние данные о деятельности группы датируются 2016 годом. На сайте головного офиса говорится, что 58% прибыли Lactalis приносят продажи в Европе, в основном во Франции и Италии, 21% - в Северной и Южной Америке, 14% - в Океании и Азии, 7% - в Африке.
По категориям 34% от выручки компания зарабатывает на сырах, 25% - на молоке, 12% - на молочных ингредиентах, 12% - на йогуртах, 10% - на сливочном масле.
В 2017 году Lactalis стала третьей в рейтинге крупнейших производителей молочных продуктов в мире по версии Rabobank, уступив только Danone и Nestle. Объем продаж в евро составил 16,3 млрд. Основные бренды компании - President, Galbani, Lactel, Bridel, Celia.
В России Lactalis построила собственный завод в Истринском районе Московской области, в 2010 купила Ефремовский маслосыродельный комбинат в Тульской области. “Лакталис Восток” до 2017 возглавлял Евгений Гребнев, позднее он перешел в московский “Карат”. С октября прошлого года генеральным директором “Лакталис” стала Алина Сафинина.
По данным “Картотеки”, в 2016 году выручка “Лакталис Восток” составила 6,7 млрд рублей, валовая прибыль - 2,9 млрд. Прибыль до налогов превысила 316 млн рублей, чистая прибыль - 226 млн рублей.
Успех компании Lactalis - внимание к растущим рынкам
По
После введения эмбарго в России и снижения спроса на молочные продукты в Европе, следующими интересными для инвестиций рынками директор по коммуникациям Налет считает Бразилию и Индию.
“С 2014 года мы закрываем большие сделки по поглощению, особенно в Индии, где у нас уже работает 7 заводов”, - отмечал Нале. Он рассказал также, что после приобретения “Пармалат” в 2011 году компания усилила позиции в Канаде и Австралии.
По оценкам консультантов из Borderless, группа выбирает такие площадки для инвестиций, которые могут значительно вырасти в ближайшее время, при этом, внутренние игроки ограничены в развитии из-за технологического отставания. Так, в Индии растет спрос на пакетированные молочные продукты, потому что население отказывается от разливного молока, при этом крупный игрок Amul имеет проблемы с цепочками доставки из-за неразвитой инфраструктуры.
Аналогичная ситуация с Румынией, которая, на первый взгляд, не выглядит как перспективный рынок. 44% населения живет в сельской местности и покупает разливное молоко или производит его дома. Уровень потребления остается ниже, чем в европейских странах. Lactalis считает рынок перспективным с точки зрения роста в среднесрочной и долгосрочной перспективы. По оценкам экспертов, Румыния будет проходить аналогичные европейским странам этапы развития индустрии вместе с естественным ростом городского населения. По прогнозам Euromonitor, к 2020 году продажи сыра в стране увеличатся на 6%, уровень потребления вырастет на 20 литров на душу населения. Точками роста для рынка станут категории йогуртов и кисломолочных напитков. Это станет возможным благодаря развитию современной розницы в стране и переключения населения с разливных напитков на пакетированные молочные продукты.
Как и все ключевые игроки, группа развивает Китай, где компания присутствует с 1998 года. До недавнего времени переработчик продавал в Китае детские смеси и молоко “родом из Франции”. В прошлом году компания решила нарастить ассортимент и выкупила площадку по производству йогуртов в Австралии у “Данон” за $875 млн. По оценкам Euromonitor, в перспективе эта сделка поможет Lactalis нарастить свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Из конкретных категорий молочных продуктов, в которых директор по коммуникациям Lactalis видит перспективы, Нале особо отметил протеин и другие ингредиенты на основе сыворотки. Компания активно развивает сегмент, производит несколько сотен тысяч тонн молочных ингредиентов в год для кондитерской индустрии, детского и функционального питания, готовых продуктов и замороженных десертов. Lactalis выпускает сывороточные продукты, сухие молочные ингредиенты, казеин и казеинат, сливочное и топленое масло.
Скандалы
С именем Lactalis в мире бизнеса связаны несколько громких скандалов. Сегодня компанией управляет внук Андре Бенье - Эммануэль, и он предпочитает вести спокойный образ жизни и не выступать на публике. Ему 47 лет, и он девятый в списке самых богатых людей Франции. Скромный миллионер в 2016 году стал центром скандалов после того, как фермеры прочитали, что за год он заработал $5,9 млрд.
Фермеры устроили протесты, потому что посчитали, что богатая компания платит им недостаточно за реализованные литры. В ответ всегда тихий Бенье написал фермерам письмо, где сказал, что все доводы фермеров - это “выдумка, что большие притесняют маленьких”. После этого аграрии заблокировали штаб-квартиру Lactalis в Лавале, и в дело пришлось вмешаться министру сельского хозяйства ЕС Ле Фоллю, который сообщил, что не может связаться с Бенье. После этой информации фермеры заклеили город листовками с фото Бенье и надписью “Разыскивается”. История закончилась благополучно: руководитель вышел на связь и повысил отпускные цены.
Еще один скандал случился в начале 2018 года. Lactalis отозвал 12 млн детских молочных смесей из супермаркетов в 83 странах. Это пришлось сделать после того, как в СМИ появилась информация, что компания скрыла случай обнаружения вируса сальмонеллы на заводе во Франции. Тридцать шесть детей во Франции и Испании заболели после употребления зараженных смесей, теперь их семьи разбираются с компанией в суде.
Бенье выступил на публике и рассказал, что компания не говорила об обнаруженной сальмонелле, потому что не нашла ее следов в молочных продуктах. Завод, на котором произошел инцидент, не работает с конца прошлого года, без работы остались 330 человек. Бенье выразил надежду, что после всех необходимых процедур, предприятие запустит производство, всем пострадавшим семьем он пообещал денежную компенсацию.