Опыт: Как некоммерческие структуры контролируют еду в Европе?
В 2015 году была создана автономная некоммерческая организация “Российская система качества” (Роскачество), учредителями которой выступило государство и крупнейшие отраслевые союзы. Ее придумали для награждения лучших товаров Знаком качества на основе независимых исследований качества всех товаров - от коньяка до антивирусов.
Зачастую предприятия остаются недовольными результатами, методиками и интерпретацией результатов исследований Роскачества, многие путают организацию с другими компаниями, в результате на потребительском рынке нередко вспыхивают публичные конфликты.
Milknews изучил структуру работы самых известных организаций, контролирующих качество еды - британской FSA и европейской EFSA - и рассказывает, как все устроено.
Food Standards Agency, Великобритания
Безопасность продовольствия и эпидемия коровьего бешенства стали центральными вопросами предвыборной кампании в Великобритании в 1997 году. Лейбористская партия сразу после победы объявила о создании Food Standards Agency - Агентства по пищевым стандартам.
Новый премьер-министр страны Тони Блэр опубликовал доклад, который лег в основу работы новой службы. В документе он отметил, что потребители потеряли уверенность в безопасности британских продуктов, заявил об отсутствии контролирующих отрасль механизмов и указал на конфликт между коммерческими и потребительскими интересами.
До Тони Блэра ответственность за безопасность продовольствия была разделена между Министерством сельского хозяйства, рыболовства и пищевой промышленности (MAFF) и Министерством здравоохранения (DH). MAFF отвечало за пищевые стандарты, маркировку и химический состав продуктов, DH - за микробиологическую безопасность, гигиену и питание.
Тони Блэр указал, что по итогам разразившегося кризиса коровьего бешенства любые вопросы безопасности продуктов питания должны выйти из зоны ответственности MAFF. “Нам нужен орган, который будет рассматривать вопросы здоровья и безопасности в стороне от бизнеса, такое агентство должно работать открыто и прозрачно”, - сказал Блэр в своем докладе.
Независимость нового агентства от бизнеса была принципиальным моментом для нового британского правительства. Власти посчитали, что агентство, которое будет контролировать вопросы безопасности отдельно от ведомственных структур, позволит вернуть доверие потребителей и обеспечить безопасность продовольствия.
Как только лейбористы заняли в парламенте большинство, был создан “независимый публичный орган”. Агентство получило право проводить исследование продуктов, мониторить деятельность предприятий, защищать потребителей и консультировать министерства по вопросам пищевой безопасности. Управлять новым органом стало правление, которое состояло из членов, предлагаемых общественными организациями. Финансирование организации шло через бюджет Департамента здравоохранения.
Сегодня на официальном портале FSA можно найти результаты проверок компаний и заведений общественного питания, уведомления о проведенных проверках, отзывах продуктов, советы по питанию и методички о том, как построить безопасный бизнес в области продовольствия.
Результаты проверок и исследований FSA регулярно публикуются в британских СМИ. Так, в начале июня агентство
Ранее FSA и
Кроме продуктов питания FSA исследует рестораны и кафе и составляет их рейтинги по соблюдению чистоты и правил гигиены. После мониторинга ресторану присваивается оценка от 0 до 5. Самые низкие значение рестораны получают вместе с инструкциями к изменениям, которые следует выполнить в короткий срок. Британские СМИ активно тиражируют такие рейтинги. Например, недавно все рестораны, кафе и точки с питанием на вынос в городах Хастингс, Боксвиль и Истборн в графстве Кент получили низкие оценки от 0 до 2 после аудита FSA. Местные СМИ опубликовали фотографии всех заведений, которые попали в рейтинг.
Сами заведения общественного питания стараются исполнять все требования FSA и часто об этом упоминают в комментариях в СМИ после возникших проблем. Например, в начале лета один из
Цели FSA |
Задачи |
Структура |
Связь с ведомствами |
Основная цель - защита здоровья населения и интересов потребителей, связанных с продовольствием |
|
|
|
European Food Safety Authority, Евросоюз
Общее регулирование продовольственного сектора началось в ЕС с первых дней объединения, постепенно меняя формы, направления и цели. Если вначале основной вектор был направлен на формирование общего рынка, то со временем акцент сменился в сторону безопасности продовольствия. На первых порах в ЕС занимались построением четкой вертикали регулирования, а затем стали уделять больше внимания горизонтальному контролю.
В 1996 году разразилась эпидемия коровьего бешенства, которая подорвала базовые принципы Евросоюза - наличие общего открытого рынка. ЕС заблокировал импорт говядины из Великобритании. В 1997 году Жак Сантер, президент Еврокомиссии, выступил с речью и призвал создать независимое агентство по контролю продовольствия, которое “должно взять лучше практики от американского USDA”, но быть независимым от политики.
Было решено реформировать существующий Генеральный директорат по сельскому хозяйству и промышленности в аналогичное ведомство, отвечающее за здоровье потребителей. Как и в Великобритании, вопрос независимости нового агентства от бизнеса был первоочередным. Формирующийся орган должен был сконцентрироваться на научной экспертизе, мониторинге здоровья населения, исследованиях, коммуникации и кризисном менеджменте.
Члены правления вновь образованного агентства назначались на основании их предыдущего опыта и компетенций. Туда вошел один представитель Еврокомиссии и четыре человека с предыдущим опытом работы в коммуникациях и промышленности.
Основная задача при выборе членов правления - это широкая география выбранных представителей. В агентстве был также учрежден консультативный совет, куда вошли по одному представителю из государств-членов ЕС, и научная панель, где был сформирован пул ученых.
Несмотря на то, что FSA и EFSA были созданы в одно время, их принципы и государственная “важность” отличаются. Например, EFSA не может вносить предложения по изменению законодательства на уровне Евросоюза, тогда как FSA участвует в государственном регулировании Великобритании. Это связано с тем, что EFSA был встроен уже в существую структуру регулирования Евросоюза, где четко прописана функции всех министерств и ведомств, которую очень сложно изменить. FSA же был создан в рамках одного государства, это позволило расширить его функции до значительно более высокого уровня.
EFSA занимается более фундаментальными вопросами, чем FSA. Например, исследовала, возможно ли отказаться от неоникотиноидов, об этом агентство попросила Еврокомиссия. Опираясь на экспертизу EFSA, Еврокомиссия запретила аграриям пользоваться инсектициды, потому что они вредят пчелам. Исследование агентства подверглось критике в СМИ. Ряд изданий указали, что изучили работу EFSA, но не обнаружили в ней серьезных доводов против инсектицидов. По словам критиков, риск, на который ссылалась ученые в статье, был слишком низким для того, чтобы стать причиной полного запрета.
Цели |
Задачи |
Структура |
Связь с ведомствами |
Основная цель - высокий уровень защиты потребителей в области безопасности продовольствия для восстановления доверия потребителей к пищевой промышленности, защита продовольственного разнообразия, традиционного производства, поддержка внутреннего рынка |
|
|
|