Подробности Что нужно знать российским производителям, которые хотят поставлять мороженое в ОАЭ

Стабильный рост потребления мороженого, высокие темпы роста ВВП и активное развитие отношения с Россией делают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) — один из важнейших экономических центров Ближнего Востока и мира в целом – весьма перспективным рынком для российских производителей продукта. Что нужно знать российским мороженщикам об экспорте в ОАЭ, расскажем в обзоре, подготовленном по материалам федерального центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ.
Экономика и отношения с Россией
ОАЭ — федерация, состоящая из семи монархий. В стране наряду с общим федеральным законодательством действуют законы отдельных эмиратов, которые могут по-разному регулировать импорт и оборот продовольственных товаров. Координация эмиратов осуществляется через Федеральный верховный совет (ФВС) — высший орган исполнительной и законодательной власти, членами которого являются все семь эмиров.
В среднесрочном периоде прогнозируется уверенный рост экономики ОАЭ на фоне высоких цен на нефть и увеличения её добычи, восстановления туристического сектора после отмены карантинных ограничений и активного роста рынка недвижимости. Благодаря открытости экономики ОАЭ и благоприятным условиям ведения бизнеса, приток прямых иностранных инвестиций в страну растет в среднем на 14,5% в год.
Россия и ОАЭ поддерживают тесные и дружественные двусторонние отношения: идут переговоры о заключении соглашения о свободной торговле ОАЭ с ЕАЭС. В ОАЭ функционирует около 1 600 представительств российских компаний. Обе стороны заинтересованы в увеличении двусторонней торговли. Эти факторы являются благоприятными для наращивания экспорта мороженого из России в ОАЭ.
АПК и рынок мороженого
В связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями территория ОАЭ считается зоной рискованного земледелия: на долю сельского хозяйства приходится 0,8% ВВП и 1,4% занятого населения страны. ОАЭ являются нетто-импортером сельскохозяйственной продукции: поставки из-за рубежа обеспечивают около 80% потребления продовольственных товаров, и в среднесрочном периоде ситуация не изменится.
Стремительное расширение производственных мощностей мороженого в ОАЭ сдерживается, главным образом, высокими затратами на организацию производства и операционную деятельность, ограниченными мерами государственной поддержки, а также значительной доли брендов IFFCO Group и крупнейших транснациональных компаний (в первую очередь, Unilever Group и Mars Inc). Тем не менее, дополнительную поддержку развитию внутреннего производства оказывает локализация международных компаний в ОАЭ, а также создание небольших и «кустарниковых» производств (кафе с собственной продукцией) и средних местных предприятий. Локальные бренды в основном производят уникальные, качественные, элитные изделия, которые попадают в верхний ценовой сегмент. Вместе с тем, импорт как мороженого, так и ингредиентов, продолжает играть важную роль в удовлетворении внутреннего спроса.
Потребление мороженого в ОАЭ в последние три года стабильно растет и по итогам 2023 г. составило 13,9 тыс. тонн. Относительно 2022 г. показатель увеличился на 3,7%. Среднедушевое потребление мороженого в ОАЭ находится на более высоком уровне по сравнению с соседними странами — 1,4 кг на человека в год в 2023 г. (например, в Саудовской Аравии и Катаре — около 1 кг на человека в год).

По данным UN Comtrade, в 2014-2023 гг. объем импорта мороженого в ОАЭ увеличился с 43,2 млн долл. США в 2014 г. до 56,1 млн долл. США в 2023 г. По отношению к 2022 г. объем закупок данной продукции АПК на внешних рынках увеличился на 8,9% в стоимостном выражении. В течение 2014-2023 годов в структуре импорта мороженого ОАЭ по странам в стоимостном выражении преобладали топ-3 поставщика: США (30,8% импорта мороженого ОАЭ в 2023 г.), Франция (11,1%) и Турция (9,8%).

Предпочтения потребителей
В 2023 г. основная доля в структуре потребления мороженого в ОАЭ в натуральном выражении приходилась на мороженое на развес (43,2%), которое, как правило, поставляется в сектор общественного питания. Второе и третье место занимали фасованное и мелкоштучное мороженое с долями в 30,2% и 23,7% соответственно. Мелкоштучное и фасованное мороженое, как правило, реализуется через розничные сети.
Экзотические, индивидуальные и необычные вкусы становятся все популярнее среди населения страны (мороженое со вкусами карри, черного кунжута, зеленого чая матча или специй и т.п.). Среди мороженого премиум-класса представлены насыщенные, сливочные, ароматные сорта мороженого с добавками шоколада, конфет, орехов, пирожных, печенья, сиропов. Многие потребители предпочитают небольшие порции мороженого, которое долго не тает и имеет классический вкус шоколада, ванили или клубники.
Небольшие десерты для сбалансированного рациона — новая тенденция в питании. Примерами новинок являются японское мороженое в виде печенья «макарон», мороженое в виде гамбургера с мясом, а также низкокалорийное высокопротеиновое мороженое Light Whey местного производства, которое реализуется по всей стране.
Основные факторы, влияющие на продовольственный рынок ОАЭ
- Стабильный рост доходов населения и высокий уровень осведомленности потребителей формируют спрос на товары премиум-сегмента.
- Большое количество иностранных рабочих и специалистов, проживающих на территории ОАЭ, обусловливает устойчивый спрос на импортируемую продукцию.
- Потребители открыты к импортным продуктам питания и напиткам, следят за международными тенденциями. Продукция известных брендов положительно воспринимается и пользуется спросом.
- Молодые потребители находятся в постоянном поиске новинок, поэтому продукты и напитки с нестандартными вкусами и яркими упаковками пользуются высоким спросом;
- Интерес потребителей к блюдам разных кухонь мира и развитие гостинично-ресторанного сектора формируют дополнительный спрос на импортную продукцию.
- Стабильное развитие сетей розничной торговли позволяет предлагать потребителям широкий ассортимент продуктов питания и напитков, включая импортные.
- Все больше потребителей уделяют внимание здоровому питанию и следуют различным диетам.
- Растет спрос на органические продукты питания и напитки.
- Сахарный диабет является крайне распространенным заболеванием в регионе, поэтому велик спрос на продукцию с пониженным содержанием сахара и без глютена.
Каналы продаж и ключевые игроки
Мороженое ОАЭ практически равно реализуется по каналам сбыта, с незначительным преобладанием сектора общественного питания (51,1% совокупного объема потребления мороженого). При этом в течение 2019-2023 гг. прослеживается значительной рост доли продаж через сектор розничной торговли.

Контролирующие органы
Рассматривая экспорт мороженого в Объединенные Арабские Эмираты, стоит отметить, что, в соответствии с Решением КТС №317 от 18.06.2010 г. «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», данная продукция является подконтрольной для ветеринарного надзора. Однако мороженое, выработанное на плодово-ягодной основе фруктового и пищевого льда, не подвергается контролю со стороны органов ветеринарного надзора. РФ в 2016 году получила право экспорта молока и молочной продукции на территорию ОАЭ.
Требования к производителям
В 2018 г. ОАЭ внедрили «Национальную схему аккредитации и регистрации пищевых продуктов» (National Scheme for Food Accreditation and Registration). В ее рамках создана система ZAD, в которой должны быть зарегистрированы все продукты питания до начала продажи в ОАЭ и проверяется их соответствие законодательству страны.
Процесс регистрации требует, чтобы импортеры подали онлайн-заявку и предоставили копию этикетки и официальные сертификаты от компетентного органа страны происхождения (в России — Россельхознадзора), подтверждающие заявленные характеристики продукта. После одобрения запроса импортер получает через веб-сайт свидетельство о регистрации продукта. После этого он может подать заявку на разрешение ее ввоза.
Сертификация «Халяль»
Для продаж на рынке ОАЭ наличие сертификата «Халяль» не является обязательным, однако его отсутствие кратно снижает возможности реализации продукции на рынках стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. При этом российские сертификаты «Халяль» не признаются, и для расширения возможностей сбыта продукции отечественным производителям целесообразно получить такой сертификат в ОАЭ.
Ключевые факторы успеха на рынке
- Построение долгосрочных деловых связей. Учитывая особенности деловой культуры в ОАЭ, рекомендуется ориентироваться на построение долгосрочных деловых связей и заключать договоры на длительный период времени. Важно помнить, что такие факторы как цена, качество и надежность являются основополагающими для ведения бизнеса в ОАЭ.
- Ценовая политика. Рынок мороженого ОАЭ является высококонкурентным. Широкий ассортимент, уникальность вкусов, использование ингредиентов высочайшего класса, а также натуральность продукта, предоставление скидок и специальных условий для партнеров могут способствовать успеху на рынке мороженого.
- Диверсифицированная клиентская база. Для снижения рисков целесообразно придерживаться стратегии диверсификации клиентов и партнеров, чтобы при сбое поставок через одни каналы, можно было рассчитывать на другие каналы сбыта продукции.
- Обратная связь от рынка. Налаженная система получения независимой обратной связи важна для обеспечения долгосрочного присутствия и конкурентоспособности на рынке.
- Сотрудничество с местными агентами. Ввиду специфики законодательных основ и требований к импортной продукции (между эмиратами имеются различия), экспортерам рекомендуется сотрудничать с местным агентом или компанией-импортером.
- Учет специфики бизнес-среды. В службах закупок ОАЭ доминируют сотрудники-экспаты из Индии и Пакистана. Это искусные торговцы, с которыми непросто достичь компромисса в переговорах. Ситуация усугубляется весьма специфическим произношением, поскольку английский язык в их интерпретации понятен далеко не всем говорящим на «международном» и даже родном английском языке.
- Участие в крупных выставках. ОАЭ являются крупным международным центром, в котором проводятся торговые мероприятия мирового уровня. Производителям и экспортерам полезно участвовать в отраслевых выставках для продвижения своей продукции.
Риски
- Высококонкурентная рыночная среда. Высокая конкуренция в сегменте мороженого ОАЭ вызвана присутствием на рынке крупнейших мультинациональных компаний.
- Административные барьеры. Процедуры оформления импорта являются достаточно дорогостоящими и забюрократизированными. Расходы на соблюдение требований пограничного контроля составят более 500 долл. США за партию, а на оформление документов, необходимых для импорта, — более 260 долл. США за партию.
- Зависимость от эффективности работы дистрибьютора или агента. Успех на рынке ОАЭ может зависеть от эффективности работы дистрибьюторов. Их помощь необходима для работы на местном рынке из особых экономических зон страны. При этом расторжение контракта с агентом сопряжено с большими финансовыми и деловыми издержками.
- Тенденция здорового питания. В ОАЭ при выборе продуктов питания потребители обращают все больше внимания на пользу для здоровья.
Особенности ведения бизнеса
ОАЭ — арабская страна во многом с традиционным для государств Персидского залива социокультурным укладом. Вместе с тем у эмиратцев есть особенности, отличающие их от соседей по региону. Во-первых, ОАЭ — одно из самых космополитичных обществ среди стран Залива. Жители эмиратов, в первую очередь Дубая и Абу-Даби, регулярно взаимодействуют с иностранцами и поэтому отличаются терпимостью и пониманием в отношении культурных барьеров, возникающих при ведении бизнеса. Большинство эмиратцев хорошо говорят по-английски, образованы, осведомлены о мировых трендах.
Тем не менее, нужно понимать, что жителям ОАЭ свойственны многие черты, присущие арабскому миру в целом. Эмиратские партнеры вместо категоричного «нет» в качестве отрицательного ответа скажут «инша’Аллах» или «завтра инша’Аллах» (и будут ожидать столь же уклончивой формулировки от партнера — прямо отказывать не следует). Будущим экспортерам лучше изучить правила этикета, характерные для мусульманского общества: планировать встречи за несколько недель, учитывая национальные праздники, в одежде придерживаться строгого стиля, особенно женщинам, не дарить неуместных подарков (алкоголя, ножей, картин, которые могут быть истолкованы неоднозначно), избегать поспешности и напористости.
Как и большинство арабов, жители ОАЭ радушны, гостеприимны и при любом удобном случае готовы продемонстрировать партнеру свои статус и богатство. Эмиратцы очень гордятся родной страной, ее историей и современными достижениями.
Мнение эксперта
Крупный российский производитель и переработчик молока ГК «Молвест» уже экспортирует свою продукцию в страны Ближнего Востока. По словам гендиректора группы компаний Анатолия Лосева, качество товаров имеет ключевое значение при выходе на международные рынки. Зачастую производитель имеет только один шанс на нем закрепиться: если хоть раз он поставит некачественный продукт, то его больше не допустят ни к каким тендерам.

Второй совет – нужно проходить все стандарты по управлению производством: ИСО, ХАССП. При работе с мусульманской страной желательно получать сертификат «Халяль», а это довольно сложно.
Третий момент – нужно проработать все логистические вопросы, потому что, как правило, многие спотыкаются именно на этом. Нужно понимать реальный срок заказа контейнеров и поставок, чтобы четко сообщать покупателям о графике поставок.
И, наконец, нужно решить вопрос прохождения денег, потому что сейчас мало стран напрямую оплачивают приобретаемую продукцию. Каналы прохождения денег должны быть надежные. Сейчас и Сбербанк, и другие банки предлагают достаточно безопасные схемы, при реализации которых компания не потеряет свои деньги.
1739970375
мороженое
455 просмотров
Также рекомендуем:
Молочные продукты
Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн

Союзмолоко: в 2025 году производство товарного молока в России сохранится на уровне прошлого года
Аналитический центр Milknews
Мировой рынок
Мировые цены на сливочное масло обновили исторический максимум
Мировой рынок
Мировые цены на сливочное масло приближаются к историческому максимуму