Простыми словами Что такое агрегация молочной продукции и как к ней подготовиться
Следующим этапом внедрения системы маркировки «Честный знак» для молочной продукции станет обязательная агрегация и учет групповой упаковки товара. О том, что это такое, когда вступят в силу изменения, а также какие методы помогут автоматизировать процесс агрегации, специально для Milknews простыми словами рассказал ведущий производитель автоматизированного оборудования для молочной промышленности - компания «Меридиан». Текст продолжает серию практических разборов для переработчиков молока.
Что такое агрегация?
Агрегация — это процесс объединения товаров в потребительской упаковке в транспортную, либо в единицу следующего уровня, на которую наносят агрегированный код. На определенном этапе у производителя, который отгружает товар оптовыми партиями, у самого возникнет потребность в агрегации. Сканировать каждую единицу трудозатратно, поэтому объединение упростит работу и сэкономит время. Вся информация о том, какие коды находятся в коробке содержится в агрегированном коде.
Когда вступят в силу изменения?
Для товарной категории "молоко" введение агрегации начинается с 1 июня 2025 года. Дата кажется отдаленной, но уже сейчас можно решить задачи с установкой соответствующего оборудования, поэтапно внедрить технические решения, настроить бизнес-процессы и быть готовыми оперативно изменить систему под соответствующие требования законодательства.
Какие документы регулируют нововведения?
Процесс агрегации регулируется следующими законодательными актами и нормативными документами:
- Постановление правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 2099 об утверждении правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения системы маркировки «Честный ЗНАК», подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции.
- ГОСТ ISO 15394-2013 (русскоязычная версия стандарта ISO 15394:2009), одобренный приказом Росстандарта № 106-ст - регулирует параметры кодов для единичных товаров, КИТУ, агрегированных таможенных кодов (АТК).
Что нужно сделать производителю? Какое оборудование установить?
Агрегация может быть ручная, полуавтоматическая и автоматическая с применением камер технического зрения. На производственные линии устанавливаются промышленные камеры, считыватели, выбраковщик, аппликатор и другие вспомогательные элементы. Выбор зависит от степени автоматизации вашего производства, наличия укладочных столов и формата используемой упаковки. Крупные интеграторы оборудования разрабатывают специальное программное обеспечение, которое обрабатывает информацию о всех кодах выпускаемой продукции.
Групповая агрегация
Такой метод заключается в одновременной фиксации камерой-считывателем DM-кодов нескольких единиц продукта, уложенных в короб или кейс. При этом все DM-коды должны быть видны и хорошо читаемы. На групповую упаковку наносится этикетка со штрих-кодом. Когда все коды считаны, компьютер связывает информацию о каждой единице продукта с групповым штрих-кодом, нанесенным на короб. Если по какой то причине один из DM-кодов не считался, то весь короб выбраковывается в накопитель. Оператор считывает каждый DM-кода отдельно и выявляет нечитаемый.
Групповой метод агрегации применяется для:
- молочных продуктов, упакованных в тетрапак со сроком хранения свыше 40 дней
- масла в брикетах
Математическая агрегация
Этот метод заключается в последовательном считывании DM-кодов каждой единицы продукции, движущейся по конвейерной линии. Промышленный компьютер считает количество продукции и формирует виртуальный короб (групповую упаковку). Подсчитанная продукция упаковывается в короб, на который наносится штрих-код с информацией о содержимом.
Математический метод агрегации применим для таких продуктов как:
- сыр, мороженое, глазированные сырки со сроком хранения свыше 40 дней
- сгущенка, сливки в упаковке дой-пак
Ручной метод
Оператор на линии ручным считывателем сканирует каждый код продукции и общий агрегированный код, тем самым объединяя их в один. Это самый популярный метод, так как не на всех линиях есть возможность установить автоматизированные решения.
Молочная продукция подразумевает огромное количество форм-факторов первичной упаковки. Поэтому решение для каждой производственной линии подбирается индивидуально. Например, ПХК «Созвездие», ООО «Новатор», ОАО «Курский хладокомбинат», ООО «Сыктывкарский молочный завод», АО «Благовещенский молочный комбинат», «Кезский сырзавод» уже интегрировали оборудование для агрегации.
Преимущества агрегации
При агрегации товары в потребительской упаковке объединят в одну общую упаковку, что упрощает идентификацию: не придется сканировать каждый код маркировки, а только агрегированный код на транспортной коробке. При таком подходе специалисты знают, какая продукция внутри коробки, при этом не нарушается целостность транспортной упаковки. Далее короба собираются в паллеты и получается следующий уровень агрегации. Система похожа на принцип матрешки: внутри каждого верхнего уровня находится предыдущий по вложенности. Например, агрегированный код контейнера содержит коды паллет, которые включают в себя коды-агрегаты коробок, а в них находится сам продукт.
Агрегация облегчит и ускорит логистические операции. Сократит время на складской учет: инвентаризацию (по упаковкам и паллетам), адресное хранение с приемкой агрегата к ячейке, отгрузку, приемку, размещение.
По агрегированному коду можно получить доступ к детальной информации о транспортируемой продукции, наладить работу автоматической системы сортировки, отслеживать движение и определять местонахождение грузов.
Отчеты об агрегации передаются в систему маркировки по электронному документообороту. В универсальный передаточный документ вносят значения каждой единицы, а с агрегацией можно внести 1 объединенный код вместо 10 000 штук. Например, на паллете лежит 100 единиц товара, производитель передаст только один код – код паллеты. Система «Честный Знак» идентифицирует такой код и поймет, что все 100 единиц товара содержатся в 1 коде и двигаются по цепочке.
Теперь при отгрузке нет необходимости разбирать короба, чтобы считать коды с каждой единицы товара. Вся информация о том, какие коды маркировки находятся в упаковке, есть в коде агрегации. То же верно и для кодов паллет: считав их, мы знаем, какие две-три-десять тысяч кодов маркировки лежат на паллете и в каких коробах.
О чем думает бизнес?
Так как дата кажется отдаленной, то некоторые производители "оттягивают" установку оборудования для агрегации на "потом". С приближением срока введения обязательной агрегации у интеграторов будет очередь из заказов, и они физически не смогут установить всем сразу. Поэтому советуем позаботиться о внедрении оборудования для агрегации заранее, чтобы вы были готовы вовремя.
бизнес