Простыми словами: Маркировка "Светофор"


Этикетки на продуктах питания очень сложно понять. Во-первых, мелко, во-вторых, что значат все эти буквы и цифры в составе? А еще не всегда ясно, что полезно, а что вредно. Роспотребнадзор задумал решить данную проблему с помощью новой маркировки типа "светофор". Это было только предложение, поэтому никаких законов и документов нет. Но как система будет работать, понятно уже сейчас.

Ответы на вопросы

Светофор - это что?

Цветовая маркировка работает?

Как и что маркируется

Что не известно про цветовую маркировку?

Это будет честно?
 

Светофор - это что?

 

В светофоре, как известно, три цвета. Всем понятно, что красный - это что-то опасное, желтый - нужно соблюдать осторожность, а зеленый ассоциируется с безопасностью. Даже без светофоров с этими цветами есть такие ассоциации. Таким образом, маркировка по принципу светофора подразумевает, что продукт без полезных свойств будет отмечен красным. Если товар содержит какие-то заменители, то он желтый. При этом, не обязательно вредный - просто покупателю дают понять, что можно купить что-то полезнее или натуральне. Если же продукт полностью натуральный и содержит только полезные белки, жиры, углеводы и микроэлементы, отмечается зеленым.

Роспотребнадзор предложил способ, с помощью которого потребитель может определять полезность продуктов по цветовой маркировке, еще осенью прошлого года. В отличие от большинства последних мер, это нисколько не репрессивная мера. Никаких наказаний для производителей продуктов питания и магазинов, никаких сводов правил. Просто полоски цветов на упаковке.

Сейчас маркировка в России подчиняется правилам Таможенного союза. Это довольно строгий свод правил, который определяет, что должно быть написано на упаковке, как и где именно. Именно благодаря этим правилам мы всегда можем узнать калорийность, количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в продукте.

К перечню ингредиентов в прошлом году добавилась еще информация о содержании пальмового масла, причем со множеством детально описанных требований. Данное обозначение должно быть по площади равным размеру товарного знака или фирменного наименования. Наноситься текст должен прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным легко читаемым шрифтом. При этом он должен быть заключен в черную рамку, следует из проекта поправок в техрегламент.

Проблема в том, что большинству потребителей эта информация мало о чем говорит. А еще есть множество заблуждений и манипуляций общественным мнением вроде "Соль без ГМО" (соль - это хлорид натрий, в ней по определению не может быть ГМО), "глютен вреден для всех" (только у нескольких процентов населения есть непереносимость глютена, а их тех, кто думает, что не переносит его, 86% на самом деле его усваивают без проблем), "молочные продукты вредны" (даже пояснять не будем).

Чтобы дать покупателям понять что полезно, а что не очень, Роспотребнадзор предложил обозначать полезность или вредность полосками разного цвета.


Цветовая маркировка работает?

Роспотребнадзор не придумал что-то новое, это всего-лишь предложение перенести на российские реалии зарубежный опыт, который в некоторых странах работает уже годами.

В ЕС такая маркировка существует с 2011 года. По ней можно примерно понять, что хотят сделать в России, поэтому, если захотите почитать про первоисточник что-то кроме официального портала про законы ЕС, ищите Regulation No 1169/2011 (FIC). Вообще-то, этот документ регулирует многие мелочи, касающиеся упаковки, но в том числе предполагает цветовую маркировку. С 2007 года в Великобритании, которая пока еще входит в состав ЕС, по этим правилам разные цвета сообщают потребителям про содержание сахара, соли и жира. Кстати, из британского опыта можно предположить, что внедрить цветовую маркировку быстро не получится. У Великобритании на это ушло много времени. Германия пыталась распространить подобную практику на весь ЕС, но из-за противостояния пищевой промышленности не смогла провести эту идею.

В 2014 году цветовую маркировку содержания сахара, соли и жира ввел Эквадор, но эффект от этой меры пока неизвестен.

Пионером данной практики была Финляндия.Там уже более 20 лет в рамках борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями помечают красным товары с повышенным содержанием соли. За это время потребление соли снизилось примерно на 40%, а смертность от инсульта - на 80%.

С другой стороны, у потребителей часто возникают заблуждения по поводу вредности и полезности продуктов. В одном из экспериментов посетители ресторана думали, что потребляют меньше калорий, потому что заказывали блюда с низкой жирностью. На самом деле, помимо жирности, есть много других важных показателей, и в этом эксперименте люди забыли про сахар, который и добавлял калорий. В случае с маркировкой повышенного содержания жира, например, такое поведение потребителей будет только поощрено.

Кстати, положительный опыт Финляндии тоже неоднозначный. Например, финские ученые обнаружили, что потребление соли может снижать давление.


Как и что маркируется

 

Для примера возьмем Великобританию, где цветовая маркировка ближе всего к той, что предложил Роспотребнадзор. Там, помимо индикации высокого или низкого содержания соли, жира и сахара, пишут рекомендуемые порции. Критерии определяются на 100 гр продукта, и цвета ставятся только исходя из заранее определенных границ. При этом маркировка добровольная.

Определением критериев занимается Агентство пищевых стандартов (Food Standards Agency). Его обязанность, помимо этикеток - следить за безопасностью продуктов питания. То есть по сути это ведомство близко к Роспотребнадзору.

Еда

 
на 100 грамм низкий средний высокий
жиры до 3,0 гр от 3,0 до 20,0 гр более 20,0 гр
насыщенные жирные кислоты до 1,5 гр до 1,5 до 5,0 гр более 5,0 гр
сахар до to 5,0 гр от 5,0 до 12,5 гр более 12,5 гр
моль до to 0,3 гр до 0,3 до 1,5 гр более 1,5 гр

Напитки

 
на 100 грамм низкий средний выскоий
жиры до 1,5 гр от 1,5 до 10,0 гр более 10,0 до
насыщенные жирные кислоты до 0,75 гр от 0,75 до 2,5 гр более 2,5 до
сахар до 2,5 гр от 2,5 до 6,3 гр более 6,3 до
соль до 0,3 гр от 0,3 до 1,5 гр более 1,5 до



Выглядит маркировка так:





 

Согласно результатам исследований, изложенным в брошюре Всемирного центра исследования рака, такая система проще для покупателей, однако безапелляционная подача информации цветами может вводить в заблуждение и вызывает много вопросов у специалистов. С другой стороны, если потребитель может понять состав и энергетическую ценность и совместить эти знания с цветовой маркировкой, то может сделать правильный выбор.
 

Что не известно про цветовую маркировку?


Так как идея светофора была высказана только как предложение и не оформлена в закон, не ясно, кто и как будет решать, какой цвет ставить на упаковку. Допустим, как пометят спреды? Они содержат заменители, поэтому можно предположить, что оранжевым/желтым цветом. Но так как полезность и вредность могут быть субъективными понятиями, получается, что кто-то получить право на годы вперед определять общественное мнение по определенным продуктам питания.

Можно предположить, что определять полезность и вредность будет автор идеи, Роспотребнадзор, которому такие полномочия ближе, чем другим организациям. К тому же сейчас он и так этим занимается без всяких маркировок.

Не было сказано и про обязательность маркировки: нужно ли будет размещать цвета на все упаковки всем производителям, или же это будет что-то добровольное?


Это будет честно?

 

Судя по колонкам близких к теме специалистов, проблема личного отношения действительно будет мешать правильной маркировке цветами. По поводу вина, например, точно будут баталии. О пользе многих продуктов ежегодно публикуется множество противоречивых научных исследований.

Специалисты мясного рынка вообще опасаются, что при такой упрощенной системе 99% мясной продукции будет помечено красным.

Кстати, к молочным продуктам проблема противоречивости исследований и самой цветовой маркировке тоже относится. Сколько раз вы слышали, что молочные продукты с пониженной жирностью - полезные? Так вот, есть много публикаций, доказывающих обратное, например исследование американских и шведских ученых в журнале The American Journal of Clinical Nutrition. Согласно этим данным, люди, упортребляющие жирные молочные продукты, снижают риск ожирения на 8%. Другое исследование, опубликованное в European Journal of Epidemiology, говорит о снижении риска сердечно-сосудистых заболеваний благодаря жирным молочным продуктам.

Несмотря на это, молочные продукты с максимальной жирностью могут получить красный цвет на упаковку, и все будут думать, что жирный творог - вреден.


Простыми словами

2907 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 150


Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм