Разбор: как компании и государство пытаются бороться с "Росконтролем", и почему у них не получается


“Росконтроль” периодически находит пальмовое масло в эскимо, кишечную палочку в ветчине и ДНК свиньи в говяжьих сардельках. Потребители думают, что читают в СМИ результаты ведомственных проверок, но не все знают, что эта организация не имеет никакого отношения к государству. Milknews разобрался, чем подобные проверки вредят добросовестным производителям и как устроена самая скандальная общественная организация, проверяющая пищевые продукты в России. 

 

Государственный или общественный?

 

"Росконтроль" позиционирует себя как негосударственный проект в области контроля качества и безопасности товаров и услуг, объединяющий ведущие исследовательские лаборатории и научные институты РФ. Может создаться впечатление, что организация с таким названием является государственной структурой или ведомством, поскольку приставка “рос” обычно фигурирует в названиях правительственных организаций, однако это не совсем так.

 

Приставки вроде “рос”, “гос”, “мос” и т.д. создают у потребителя устойчивую ассоциацию с участием государственных органов в деятельности организации, поэтому использовать их в названии можно только имея разрешение от Минюста. У “Росконтроля” такого разрешения нет, и саму организацию неоднократно обязывали сменить название. 

 

Юридически “Росконтроль” оформлен тремя организациями, расположенными по одному адресу: ЗАО “Руководящий Орган Системы Контроля”, НП “Региональная Организация Системы Контроля” и ОЗПП “Региональная Общественная Система Контроля”. Из названий юрлиц становится ясно, что приставка в названии является аббревиатурой.

 

Суд такой ход не устраивает, и, по информации "Риа-Новостей", еще 12 декабря 2016 года Девятый арбитражный апелляционный суд обязал "Росконтроль" изменить свое фирменное наименование, исключив из него частицу "Рос". Апелляцию со стороны компании отклонили, однако название организации до сих пор не изменилось: на сайте указано, что “Росконтроль” является сетевым изданием, а учредителем числится АО "Агентство "РК-медиа". Но далеко не каждый посетитель сайта обратит на это внимание.

 

Независимо, необъективно

 

На сайте “Росконтроля” размещена информация о том, как организация устраивает проверки продукции. Сначала товары закупаются потребителями в торговых сетях, затем отправляются в лаборатории в обезличенном виде. После экспертизы сотрудники “Росконтроля” “анализируют полученные в лаборатории результаты испытаний, соотносят их с марками товаров согласно акту обезличивания, проводят экспертизу потребительской упаковки и маркировки, после чего готовят детальный экспертный отчет, который служит основой для публикаций на портале”. После всех этих действий товару присваивается рейтинг на основе балльной системы и он публикуется в каталоге на сайте.

 


Примеры протокола и акта закупки, размещенные на сайте “Росконтроля”

 

У компаний, попавших в “черный список”, претензий к подобной экспертизе несколько: во-первых, участники рынка заявляют, что российские лаборатории предоставляют результаты экспертизы в виде обобщенных данных, на основе которых сложно сформировать полную картину. Александр Беленчиков, генеральный директор компании “Брасовские сыры” рассказал Milknews, что лаборатории предоставляют отчеты, а не разъяснения, поэтому сотрудники “Росконтроля” самостоятельно трактуют экспертизу. 

 

“Они сами отбирают продукцию в магазинах, отвозят на экспертизу и делают выводы, трудно сказать, обоснованные или нет. Любое лабораторное испытание должно иметь заключение, сделанное не человеком с улицы, а специалистом. Должно быть разъяснение и доказательство, что превышение того или иного показателя приводит к несоответствию товара существующим требованиям. В “Росконтроле” выводы делают самостоятельно, а аккредитованные лаборатории боятся брать на себя такую ответственность, поскольку им неизвестно, где и в каких условиях брались эти отборы. “Росконтролю”, дают заключение, а дальше они понимают это так, как им удобно. Контролирующие органы с большой неохотой идут на то, чтобы предъявлять нам претензии после таких публикаций. Ведомства сами отписывают, что выводов подобных организаций недостаточно для проведения проверок” - заключил Беленчиков.

 

Во-вторых, у пострадавших производителей возникают вопросы к качеству образцов продукции: отчеты и протоколы никто не предоставляет, и неизвестно, сколько и в каких условиях хранились образцы с момента покупки и до момента отправки в лабораторию. Как рассказывал заместитель руководителя по производству “Невских сыров” Михаил Матвиенко, в случае с экспертизой их продукции образцы были сданы в лабораторию через два дня после покупки.

 

“Методика предусматривает срок доставки образца с места отбора не более 4 часов, изъятие проб с представителем изготовителя. Методика отбора проб влияет, в конечном итоге, на конечный результат исследования. Нарушение методики отбора проб ведет к недействительности результатов, искаженный результат, в конечном итоге доводится до широкого круга потребителей. Росконтроль руководствуется своими собственным пониманием как должны производиться испытания, более того, указывая, что они периодически направляют на исследование цитата "продукты с истекшим сроком годности", - заявил Матвиенко.

 

Руководитель Данковского молочного завода Алексей Цветков рассказал Milknews, что от проверок “Росконтроля” также страдают компании, чью продукцию фальсифицируют.

 

“Нашу продукцию часто подделывают, “Росконтроль” берет с полки сыр с наименованием бренда, и не разобравшись, наша ли это продукция, отправляют на исследования. Никто не подтверждает, что это действительно наша продукция, и сразу вносят всё в черный список. Когда мы предоставляем документы о том, что наш сыр соответствует всем требованиям, никакой ответной реакции не следует. Мы не связываемся с “Росконтролем”, нам достаточно подтверждений от официальных ведомств - Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Мы уже им доказываем свое качество и безопасность, а то, что в публикациях - не наше” - рассказал Цветков. 

 

Кроме того, публикации “Росконтроля” ведут за собой реакцию СМИ, что наносит еще больше репутационного ущерба компаниям. “После таких публикаций попадаешь в “черный список” не только “Росконтроля”, но и журналистов. В Липецке журналисты помогают распространению недостоверной информации: нас еще не оштрафовали, а они уже опубликовали новости о том, что мы что-то нарушили и выплатили штраф в 400 тысяч рублей. Еще до суда” - заявил Цветков в разговоре с Milknews. 

 

В-третьих, компании неоднократно сообщали о том, что “Росконтроль” занимается своего рода коммерческой деятельностью: после того, как компании обращались в организацию за разъяснениями, в “Росконтроле” предлагали заплатить, чтобы провести повторные лабораторные исследования.

 

“Они позвонили в нашу компанию, а затем прислали письмо с предложением заключить договор о платном контроле за качеством. Они бы брали нашу продукцию на тесты, а мы бы оплачивали исследования. Но узнать, во сколько это нам обойдется, не получилось - мне сказали, что цену назовут уже после исследования. Мы отказались”, - рассказывала гендиректор кондитерской фабрики “Победа” Ольга Муравьева.

 

Некоторые компании решают разбираться с “Росконтролем” в суде, и часто им это удается. В их числе “Сады Придонья”, “Дикси”, “Королевская вода”, Gulliver. “Дикси”, например, через суд удалось взыскать 1 млн рублей за заведомо ложные сведения о масле собственной торговой марки и обязать “Росконтроль” выпустить опровержение. На текущий момент ссылка из судебного решения, где должно быть размещено опровержение, ведет на пустую страницу. Швейному объединению "Смена", компании-производителю школьной формы, попавшей в "черный список", удалось взыскать штраф и заставить проверяющих выпустить опровержение. В своей публикации "Росконтроль" ссылается на то, что "решение суда необходимо исполнять", но делает акцент на том, что суд за год дважды изменил свою позицию.

 

Руководители молочных заводов, чья продукция попала в “черные списки”, в разговоре Milknews заявили, что на данный момент не судятся с “Росконтролем”, поскольку это трудозатратно и бессмысленно.

 

“Да, эта информация все равно распространяется в СМИ, в этом хорошего мало. Можно судиться, выяснять отношения, но мы пока этим не занимались. Какое-то время назад был всплеск этих проверок, сейчас они поутихли” - рассказал Milknews Александр Беленчиков из “Брасовских сыров”. 

 

“Нам не до них, мы сейчас завод строим. Как полегче станет, может, и будем с ними судиться. Суд может и выиграем, но хождение по мукам нас не очень воодушевляет” - заявил руководитель Данковского завода Алексей Цветков.

 

Потребительский терроризм

 

Проблема репутационного ущерба от подобных проверок заботит не только производителей, но и власть. В июле в Госдуме прошло заседание экспертного совета “Экономика АПК”, где обсуждалось формирование общественного мнения о качестве сельскохозяйственной продукции в России.

 

В ходе заседания замруководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина заявила, что ситуация в стране стабильная, причем оценивается так именно экспертными организациями, такими, как Роспотребнадзор. “При этом псевдоэкспертные организации буквально рушат рынок, используя некорректные методы исследований и выдавая недостоверные результаты. Мы называем это “потребительским терроризмом” и активно боремся с данными организациями” - заявила Брагина.

 

Руководитель управления контроля качества и стандартизации ГК “Черкизово” Елена Агеева подтвердила, что официальные государственные системы мониторинга качества продукции действуют в рамках правового поля. Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество, строго соблюдают законодательные нормы отбора образцов и проведения исследований. “Их деятельность прозрачна и направлена на улучшение качества и защиту потребителей. Для нас, как ответственных производителей, взаимодействие с этими экспертными организациями - возможность повысить качество продукции”, - отметила Агеева.

 

Тем не менее, деятельность независимых организаций участники заседания поставили под сомнение. “Такие организации, как “Росконтроль”, не обладают ни компетенциями, необходимыми для проведения исследований, ни соответствующими ресурсами. Их действия приводят к искажению и без того неидеальной структуры рациона питания россиян. Примерно половина исследований Росконтроля приходится на продукты животного происхождения - мясо, рыбу, яйца, молочные продукты. Производители не информируются о программах и планах испытаний, не получают их протоколы. Результаты исследований, как правило, содержат негативную информацию. Рядовому потребителю, не имеющему профессиональных знаний, трудно разобраться в нюансах, чтобы оценить достоверность информации. Таким образом, наносится ущерб репутации продуктов, содержащих белок и составляющих основу правильного рациона”, - приводит итоги заседания пресс-служба “Черкизово”.

 

Единственным итогом заседания стало предложение внести поправки в постановление Правительства, утверждающего правила использования производных от слова “Россия” в наименованиях компаний. Однако, неизвестно, как в случае принятия поправок компании запретят прикрываться аббревиатурой, ведь “Росконтроль” - это всего лишь название на сайте, а в названиях юридических лиц компании запрещенные слова не фигурируют. Исходя из выписки ЕГРЮЛ, с 11 мая 2018 года основное юридическое лицо компании называется "Региональная общественная организация защиты прав потребителей "Союз потребителей Р.О.С.Контроль".

На запрос о дальнейших действиях и итогах заседания в Роспотребнадзоре не ответили. Депутат Госдумы Алексей Балыбердин также не ответил за запрос Milknews.


Автор: Артем Фальчев
Теги: Россия продовольствие

3090 просмотров


Комментарии
Сергей
Два простых вопроса: а можно узнать дату вашего запроса депутату? И куда он отсылался/направлялся? Можно ответить на адрес электронной почты, указанной при отправке этого комментария.
Вся информация у вас на почте.
Константин
Только одна фраза ,что производителей не информируют о планах и программах испытаний ))) заставила сильно посмеяться и в то же время ещё больше загрустить . Эта статья заказная ? Признайтесь?) Т.е производителей должны информировать о грядущих проверках продукции ,так получается ? Тогда как можно получить объективную информацию о качестве продукции ? Если Роспотребнадзор так работает ,т.е предупреждает о проверках , тогда понятно почему качество продукции , особенно молочной стало настолько паршивым , что страшно за детей своих . От чего сейчас такая мода на все домашнее ,люди ,кто может старается найти частную деревенскую продукцию ,где есть большая вероятность,что она не напичкана заменителями и химикатами ,красителями и т.д,я это вижу кругом , сплошь и рядом. Молокосодержащий продукт ,мне кажется ,что нормальной продукции просто не станет скоро , будем есть пальмовое техническое масло и т.д ,ни шоколада нормального,ни колбасы . Цена только растет , количество в граммах уменьшается до смешного,заменяют все коровий жир,какао,мясо,сыр не сыр ,а кондитерка с чего сейчас делается?и вы тут пишите ситуация стабильная?)) В каком направлении? В направлении подрыва здоровья целых поколений ? Представители молочки не хотят судиться с росконтролем ))) конечно не хотят )) ведь рыло то в пуху давно уже.Молю бога ,чтобы таких организаций ,стало больше как росконтроль ,хотя врядли и эту нагнут наши коррумпированные власти ,которые допустили такой беспредел с продовольствием.
extenso
Разбор Маркировка
дейри теч

Подпишитесь на нашу рассылку
11 съезд союзмолоко


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Неделя РР
Агрос экспо
Неделя РР