Обзор Что происходит на рынке мороженого Казахстана и Кыргызстана
Производство мороженого в Казахстане и Кыргызстане сокращается. При этом, если импорт в первую из стран также падает, то во вторую - увеличивается. О том, как закончили сезон 2024 года производители мороженого наших соседей по ЕАЭС, а также какие проблемы и перспективы есть у сегмента в этих странах, вместе с нашим постоянным экспертом, председателем совета директоров казахстанской компании “Шин-Лайн” Дмитрием Докиным, рассказываем в новом материале.
Казахстан
Производство
После рекордного сезона 2023 года, когда рост производства мороженого в Казахстане показал 25,6% и остановился на отметке 51,6 тыс. тонн, а ёмкость всего рынка составила 56,3 тыс. тонн или 2,98 кг на душу населения в год, что на 23% превысило результаты 2022 года, местные производители опасались падения показателей в 2024-ом.
В итоге сезон 2024 года начался разнонаправленно: в какие-то месяцы производство росло, в какие-то падало – сказывались погодные условия и запасы мороженого у локальных производителей.
Но в целом за 11 месяцев производство в тоннах упало всего на 2,1% с 50,4 тыс. тонн до 49,3 тыс. тонн, что было лучше всех ожиданий участников рынка. Причем при несущественном снижении импорта в Казахстан на 4% сильно вырос экспорт мороженого из страны, который составил 69,3%. “С одной стороны это говорит о хорошем экспортном потенциале казахстанских производителей, но с другой - показывает сильное сокращение потребления внутри Казахстана на 12,1%”, - отмечает Дмитрий Докин. По его словам, в последние два года принципиально снизились реальные доходы населения, что также влияет на потребление мороженого в республике.
В денежном выражении продажи мороженого в Казахстане с учетом инфляции остались без изменения и составили 67,02 млрд тенге (12,8 млрд руб.). “Но денежное выражение является лишь статистическим показателем – растет цена на сырье, растут продажные цены, которые не всегда успевают за ростом себестоимости мороженого”, - отмечает Дмитрий Докин.
Цены производителей
В январе-ноябре 2024 года средняя заводская цена реализации 1 кг мороженого держалась на неизменном уровне - чуть более 1300 KZT/кг (248 руб./кг). К ноябрю 2024 г. средняя заводская цена 1 кг выросла до уровня 1480 KZT/кг (283 руб./кг), что было выше показателей января того же года на 13,8%. Уровень инфляции в данной продуктовой группе опустился до минимальных значений: в январе-октябре 2024 года заводская цена мороженого выросла только на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Годом ранее заводская цена увеличилась на 33,7%, а в январе-июне 2022 года – на 22,6%.
При этом цены российских производителей мороженого оказались на 26,5% выше цен локальных производителей в Казахстане. “Но здесь нужно учитывать тот факт, что в России цена на мороженое сильно отличается даже у лидеров - у «Чистой линии» (№5 по продажам на рынке РФ) в два раза больше, чем у «Айсберри» (№2 по продажам) – то есть, эти 26% не могут существенно влиять на рынок, где также активно формируется эконом сегмент, массовый продукт и премиальное мороженое”, - поясняет Дмитрий Докин.
Импорт
Импорт мороженого из России в январе-ноябре 2024 года несколько упал (-4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года). По словам Дмитрия Докина, это вызвано остановкой поставок бывшего российского (Unilever) бренда «Инмарко» в Казахстан и переключения продаж на турецкую Algida (Unilever), у которой сейчас другие бренды (отсутствие «Золотого стандарта») и другие продукты (отсутствие вафельного стакана в турецком портфеле). Всё это сократило продажи мороженого Unilever с 2500 тонн (со времен «Инмарко») до 1000 тонн. Сократились поставки из Литвы, что, по мнению эксперта также является отголоском переключения мороженого Unilever. “Пломбир в Литве не тот, «граммовка продукта» другая и даже тактильность мягкой упаковки вызывает и потребителя вопрос: «А не подделка ли это?»”, - говорит Дмитрий Докин.
При этом в январе-ноябре 2024 года объём импорта мороженого в Казахстан из Кыргызстана в натуральном выражении превысил российские показатели. “Но это исключительно эконом сегмент, граничащий с хард-дискаунтом – получается, что качественному российскому мороженому есть альтернатива в Казахстане, а к демпингу со стороны Кыргызстана пока все относятся лояльно, но осталось год-полтора до наведения порядка на рынке”, - отмечает Дмитрий Докин. По мнению эксперт, кыргызские фабрики мороженого скрывают информацию о части производства и экспортных операций - кыргызская государственная статистическая служба показывает совершенно иной объём экспортных операций.
В январе-ноябре 2024 года более чем в два раза увеличились закупки мороженого в Узбекистане. “Речь идёт о совсем небольших объёмах в абсолютном выражении, но важный фактор – как только при новом президенте Узбекистана перестали поддерживать местных производителей, введя акцизы и пошлины на импортное мороженое более 200%, южные локальные производители сразу улучшили качество и задумались о реальной конкуренции на домашнем рынке и экспортных территориях”, - отмечает Дмитрий Докин.
В 8 раз сократились закупки мороженого в Беларуси (импорт продукции в указанный период времени снизился с 375 до 46 тонн). “Белорусским производителям нужно задуматься – на российском и казахстанском рынках производители знают, что нужно потребителям, и просто прийти на эти рынки со своей локальной продукцией явно недостаточно для хорошей рыночной доли”, - считает эксперт.
Импорт из Франции (Mars) и Швейцарии (Mövenpick) не претерпел особых изменений, коррекция больше связана с переходящими остатками из одного года в другой. Как отметил Дмитрий Докин, мороженщики из Италии (Samontana) очень эффективно борются на своем рынке с лидером Algida (Unilever), но их продукция все еще очень дорогая для постсоветского пространства.
По мнению эксперта, главным сдерживающим фактором развития импорта являются два фактора - отсутствие развитой сети дистрибуции замороженными продуктами в Казахстане (ее в основном контролируют местные производители, не заинтересованные в импортных продуктах) и только начинающая свой рост сетевая торговля (на данный момент менее 15-20% от всего розничного сектора).
Экспорт
Экспортные поставки казахстанского мороженого понемногу растут в Россию (92%), Киргизию (30%) и Узбекистан (50%) – на двух последних рынках также наблюдается слабая система дистрибуции мороженого и закрытость для новых игроков.
“Сейчас там один казахстанский производитель и четыре российских – кому-либо еще будет очень сложно зайти на эти ограниченные дистрибьюторскими каналами рынки”, - считает Дмитрий Докин.
Ёмкость рынка
В январе-ноябре 2024 года ёмкость казахстанского рынка мороженого сократилась в натуральном выражении – на 12% (с 59 157 до 52 005 тонн), в стоимостном выражении в заводских ценах – на 8% (с 158 до 145 млн USD) или на 7,6% (с 72 797 до 67 242 млн KZT).
Предложение местного мороженого казахстанским потребителям в январе-ноябре 2024 года заметно сократилось (-5%, с 51 984 до 49 363 тыс. тонн). При этом казахстанскому рынку мороженого удается сдерживать импорт: в указанный период времени объём импортных закупок упал с 12,97 до 12,46 тыс. тонн (снижение импорта на 3,9%).
Прогноз на 2025 год
По словам Дмитрия Докина, все игроки казахстанского рынка мороженого настроены серьезно укрепить свои позиции, но не у всех получится вырасти в следующем сезоне.
“Главная интрига на рынке – сможет ли российское «Инмарко» продавать в Казахстан бренд «Золотой стандарт» (стакан, эскимо, рожок и сэндвич) – сейчас права на этот бренд отданы турецкой Algida (Unilever) и размещаются с 2024 у локального производителя «Эмиль» (Усть-Каменогорск), но все российские дистрибуторы «Инмарко» активно предлагают тот же самый продукт казахстанским игрокам рынка. Безусловно, все не могут забыть прошлый объем экспорта в Казахстан в 2500 тонн и пытаются идти на всякие ухищрения - обе стороны готовы к маркетинговым битвам”, - поясняет эксперт.
Кыргызстан
Производство
В сезоне 2024 наблюдалась отрицательная динамика производства мороженого в Кыргызстане накопленным итогом: в январе-октябре 2024 года выпуск продукта уменьшился на 10,7% (с 10830 до 9670 тонн). Для сравнения, в 2021-2023 годах темпы роста производства не опускались ниже отметки 28%. По мнению Дмитрия Докина, это было обусловлено некоторой коррекцией после рекордного 2023 года и активизацией на рынке.
“Глядя на помесячные графики производства в прошлом году – можно отметить аномальный всплеск выпуска мороженого в июне и июле 2023 года, что являлось результатом жарких летних месяцев”, - отметил эксперт.
Импорт
В январе-октябре 2024 года импорт мороженого в Кыргызстан вырос на 19,6% (прирост составил 382 тонны). Практически весь прирост обеспечил Казахстан. Поставки продукции из России в указанный период времени не выросли. “Узбекским, турецким, белорусским фабрикам мороженого пока ничего впечатляющего не удаётся добиться на кыргызском рынке. Все это обусловлено отсутствием развитой сети дистрибуторов”, - отмечает Дмитрий Докин.
В январе-октябре 2024 года была зафиксирована тестовая закупка кыргызстанского мороженого Китаем (около 200 кг).
В целом в указанный период средняя цена импорта 1 кг мороженого незначительно выросла - с 2,68 до 2,93 USD.
Экспорт
В январе-октябре 2023-2024 гг. объём экспорта кыргызского мороженого в натуральном выражении вырос только на 2,6% - с 5591 до 5736 тонн. При этом он принёс кыргызским фабрикам мороженого 59,3% доходов в долларовом выражении.
Емкость рынка
В январе-октябре 2024 года ёмкость рынка мороженого Кыргызстана составила 6,27 тыс. тонн стоимостью 15,7 млн USD (в заводских ценах). По сравнению с аналогичным периодом 2023 года ёмкость рынка в натуральном выражении уменьшилась на 12,8%. При этом импортные закупки в указанный период времени в Кыргызстане увеличились на 19,6% (с 1952 до 2334 тонн), а поставки местной продукции на кыргызский рынок напротив сильно сократились - на 24,9% (с 5238 до 3934 тонны). Доля импортного мороженого в натуральном выражении на местном рынке в январе-октябре 2024 года составила весомые 37,2%.
Как отмечает Дмитрий Докин, практически всё мороженое кыргызские фабрики экспортируют в Казахстан. “У них пока не получается добиться каких-либо заметных результатов на рынках Центральной Азии и России. Причина в том, что главным знаменем локального производителя всегда была цена мороженого, а сейчас все больше и больше потребителей обращают внимание на качество продукта”, - считает эксперт.
Прогноз на 2025 год
По прогнозам Дмитрия Докина, если локальный производитель «Умит» не перестроит свою политику демпинга цен, то продолжит терять локальный рынок, и экспортным уделом останется легальный (но далеко не всегда) экспорт в Казахстан. “Даже когда он продает качественный продукт по низкой цене, у потребителей остается устойчивое отношение к продукту: «Дешево – значит некачественное! Куплю другое»”, - говорит эксперт.
1738233214
мороженое
333 просмотра
Также рекомендуем:
Аналитический центр Milknews