компоненты

Исследование Что происходит на российском рынке тарного картона


Россия занимает третье место в мире по объему производства волокнистых полуфабрикатов и 13-е – по объемам производства бумаги и картона, который активно используется для упаковки и транспортировки пищевой продукции, в том числе молочной. Центр развития НИУ “Высшая школа экономики” опубликовала масштабное исследование современного состояния рынка тарного картона в России. Milknews ознакомился с документом.
 
Активный рост производства
 
Объем производства тарных картонов в России в последние годы активно растет. В 2019 году он достиг 4,25 млн тонн. В том числе крафтлайнера было выпущено 1,64 млн тонн, тестлайнера – 0,82 млн тонн, бумаги для гофрирования – 1,78 млн тонн.
 
Основной тенденцией последних лет был опережающий рост производства макулатурных тарных картонов (МТК): объем выпуска тестлайнера на фоне ввода новых мощностей вырос за десять лет более, чем в 2 раза. Рекордный рост объемов производства в первом полугодии 2020 года объясняется как ростом спроса на упаковку на фоне пандемии (сервисы доставки/e-commerce, эффект «панических закупок»), так и низкой базой 2019 года.
 
Российский рынок тарных картонов имеет устойчивую тенденцию к росту, поскольку спрос на гофротару увеличивается. Совокупный объем производства гофропродукции (изделий и товарного листа) с 2016 года вырос на 2,6 млрд м2. Ключевым фактором, определяющим динамику спроса на гофроупаковку, стала потребительская упаковка, в первую очередь для производства пищевых продуктов.
 
После 2014 года спрос на упаковку получил существенную поддержку со стороны программ импортозамещения и развития экспорта российских товаров. Рынок стимулирует также изменение форматов розничной торговли: развитие электронной коммерции, рост доли сетевых магазинов в общем объеме розничного оборота. В обоих случаях повышается роль упаковки – как в логистике, так и в коммуникации поставщика с потребителем. В 2019 году объем видимого потребления тарных картонов достиг 3,6 млн тонн.
 
Тенденцией рынка является рост доли макулатурных картонов в структуре потребления на фоне роста мощностей. Доля крафтлайнера на рынке РФ снизилась с 36% в 2016 году до 28% в 2019 году.
 
Основная доля гофрокартона, производимого в России, потребляется самими производителями для дальнейшей переработки в гофротару. Товарный гофрокартон
используется как в качестве упаковки, так и для дальнейшей переработки в гофротару на мощностях других предприятий. Общемировая тенденция заключается в  уменьшении объемов вложения в единицу упаковки и снижении среднего граммажа гофрокартона. Легковесное сырье, которое сохраняет свою прочность, также способствует увеличению объемов выработки гофрокартона.
 
Экспорт тоже растет
 
Производство макулатурных картонов ориентировано на потребности внутреннего рынка, в то время как целлюлозные картоны востребованы также на внешних рынках и значительная их часть экспортируется. Макулатурные картоны российского производства имеют малый спрос на внешних рынках в связи с высоким уровнем предложения таких картонов со стороны других стран, а также относительно невысокого качества.
 
В структуре экспорта доля тестлайнера не превышает 1–3%. В 2019 г. из-за слабого спроса, избытка предложения и падения цен на мировом рынке экспорт тарных картонов показал значительное падение (-10% год к году).
 
Однако в 2020 году объемы экспорта тарных картонов рекордно выросли. Только за 10 месяцев 2020 года объем отгрузок на внешние рынки на 22% превысил пятилетний максимум, преодолев отметку в 1 млн тонн. Причем рост наблюдался во всех сегментах рынка, включая тестлайнер и бумагу для гофрирования. Доля экспорта в производстве увеличилась с обычных 17–19% до 26%.
 
Импорт крайне незначителен
 
Потребность в тарном картоне в России практически полностью закрывается внутренним производством, и импорт не оказывает значительного влияния на рынок. Объем поставок находится на уровне 100 тыс. тонн в год – в основном бумага для гофрирования и тестлайнер из Беларуси и Польши. В 2020 году импорт под влиянием ослабления рубля и роста внутренних мощностей упал еще больше.
 
Цены растут в связи с коронакризисом
 
Цены на картон на российском рынке в 2019 году на фоне избыточных мощностей снижались, в начале 2020 года падение продолжилось из-за перепроизводства и сезонного отсутствия спроса. Цены на крафтлайнер были более стабильны, чем на тестлайнер, разрыв в цене между ними увеличился.
 
В марте-апреле 2020 года рост спроса на гофроупаковку со стороны розничного сектора на фоне кризиса COVID-19, а также ослабление российского рубля, стимулировавшее рост объемов экспорта, помогли сократить предложение и остановить тенденцию к снижению цен для всех сортов картона. В мае цены начали расти – впервые с конца 2018 года.
 
Помимо улучшившегося баланса рынка, росту цен способствовали увеличение цен на макулатуру (200–300%) и конъюнктура мирового рынка. К концу лета ситуация стабилизировалась, однако в конце осени цены вновь активно пошли вверх.
 
Какие перспективы?
 
Сегодня целлюлозно-бумажная промышленность, как и другие отрасли промышленности, находится в стадии неопределенности. При условии выхода из кризиса в 2021 году (о перспективе этого позволяют говорить тенденции конца 2020 года), рынок целлюлозы и чистоцеллюлозных бумаг и картонов в среднесрочной перспективе останется дефицитным, несмотря на анонсированное расширение мировых мощностей.
 
В то же время в сегменте тарных картонов запуск новых мощностей уже в 2019 года превышал рост спроса, и в ближайшие годы дисбаланс на рынке может усилиться. При этом высок риск вывода части мощностей с рынка – более всего ему подтверждены мелкие и средние производители макулатурных картонов, неинтегрированные производители гофроупаковки, эксплуатанты устаревшего оборудования, проигрывающие по издержкам.
 
Как отмечают авторы исследования, в этих условиях важна поддержка государства, направленная на развитие спроса на внутреннем рынке, экспорта и качественный рост продукции отечественной ЦБП.
 
Поддержка спроса на внутреннем рынке представляется первоочередной задачей. В первую очередь имеется в виду поддержка населения, обеспечивающего спрос на конечную продукцию. Крайне важна поддержка отраслей, формирующих спрос на упаковку (строительство, пищевая промышленность и т.п.).
 
Для экспортеров приоритетные меры – помощь в защите от протекционизма на локальных рынках (ожидаемое следствие глобального кризиса), субсидирование транспортных расходов и компенсация затрат на пролонгированное хранение товаров на складах третьих лиц (в частности в портах) в случае форс-мажора.
 
В ряде случаев могут быть рассмотрены субсидии на кредиты на пополнение оборотных средств. Крайне важной является поддержка инвестиционной активности в отрасли, направленной на рост глубины переработки древесного сырья и увеличения экспортного потенциала страны. Необходим рост инвестиций в качественное развитие отрасли и разработку инновационных упаковочных решений.

Подробнее о том, почему дорожает упаковка из картона и как это отражается на производителях молочной продукции, читайте в материале Milknews.
 

1614244336

упаковка

5531 просмотр

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
ТЕЛЕГА


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен