НДС с субсидий: что изменилось для сельхозпроизводителей после введения новых правил
В марте прошло заседание Общественного совета при Минсельзозе, на котором обсуждалась текущая ситуация с уплатой сельхозтоваропроизводителями НДС с любых получаемых от государства субсидий. Milknews выяснил, что изменилось после принятия последних правок в Налоговый Кодекс и почему отраслевикам теперь приходится брать на себя риски двойного налогообложения.
С начала 2018 года действуют поправки в Налоговый кодекс, обязывающие сельхозтоваропроизводителей выплачивать НДС с субсидий, получаемых ими на возмещение затрат. Теперь выплата НДС компаниями происходит вне зависимости от того, включает в себя субсидия налог или нет, государство все равно требует вернуть 18%.
Необходимость поправок, которые привели к такой ситуации, возникла из-за риска двойного возмещения НДС – раньше, если компания возмещала НДС за свои траты из бюджета, она могла получить субсидию на покрытие этих же расходов вместе с НДС. Получалось, что компания получала лишнюю сумму от государства.
До поправок в Налоговый Кодекс регулирование облагаемых и необлагаемых НДС субсидий осуществлялось просто – если субсидии изначально включают в себя налог, компании нужно было возвращать его государству, а если субсидия налог не включала, то и возвращать его не было необходимости. Теперь, даже если субсидия не включает в себя НДС, государство все равно требует его выплатить – получается, что сумма уменьшается пропорционально сумме налога – на 18%.
Поправки в Налоговый Кодекс, которые утвердили обязанность налогоплательщиков по восстановлению НДС при получении субсидий из любых госбюджетов, были введены Федеральным законом №401-ФЗ. До июля 2017 года такая обязанность затрагивала только субсидии из Федерального бюджета. С января 2018 года Федеральный закон №335-ФЗ обязывает возмещение налога даже в том случае, если субсидирование происходит без его учета.
После поправок риск двойного возмещения НДС компаниями сменяется риском двойного налогообложения, эти изменения - в первую очередь удар по тем производителям, которые изначально просили у государства субсидию без НДС.
В агропромышленном комплексе налоги задействованы в нескольких видах господдержки – в субсидиях на повышение продуктивности в молочном производстве, в компенсации возмещения части затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, в несвязанной господдержке в растениеводстве, а также в субсидиях производителям сельхозтехники. Всего на господдержку сельского хозяйства в 2018 году выделено 242 млрд рублей.
Субсидии составляют существенную часть дохода от деятельности сельхозпроизводителей,
В разговоре с Milknews Королев отметил, что маловероятно, что двойное возмещение НДС вообще возможно.
“Прежде чем возместить НДС, налоговая инспекция проводит углубленную камеральную проверку организации, претендующей на возмещение. Если во время проверки выявятся какие-либо недочеты или несоответствия, будет запрошено еще немалое количество документов и организация попадет под пристальное внимание налоговиков.
Сама процедура возмещения требует немало сил, времени и нервов сотрудников организации, поэтому к возмещению НДС из бюджета стараются прибегать как можно реже, предпочитая переносить вычеты по НДС на следующие периоды.
При получении субсидии с НДС на уже понесенные затраты, организация показывает эти суммы в своей отчетности и также не может остаться незамеченной, поскольку отчетность в отношении НДС проверяется особенно тщательно”.
Эксперт подтверждает, что изменения действительно ведут к фактическому снижению размера субсидий. Теперь нужно восстанавливать НДС по всем покупкам, которые компенсирует субсидия, независимо от того, включен в субсидию налог или нет.
Например, если раньше организация получала субсидию в размере 1 000 000 рублей на оборудование стоимостью 1 180 000 руб (из которых НДС составил 180 000 рублей и был принят к вычету), то восстанавливать НДС не приходилось. Можно было обосновать, что затраты компенсированы без учета НДС.
Теперь при получении субсидии в таком размере, организация должна будет восстановить НДС, что из 1 000 000 руб составляет 152 542 руб. Т.е. фактический размер субсидии - 847 458 руб, что ниже примерно на 15% предыдущего уровня поддержки.
Дополнительно возникает проблема с учетом входящего и исходящего НДС. Ведь часто субсидия покрывает затраты лишь частично, причем затраты разного порядка, и выделить из всех сумм затрат часть НДС к восстановлению очень сложно. В таком случае организации будет проще восстановить НДС со всей суммы субсидий, что приведет к двойному налогообложению некоторых расходов.
Королев предполагает, что инициатива была задумана для того, чтобы исключить двойное возмещение НДС, хотя на его взгляд, при добросовестной работе налоговых органов это невозможно. На его взгляд, нужно вносить новые правки в Налоговый Кодекс, чтобы не возникало ситуации, когда с полученных субсидий нужно уплачивать НДС. Во всяком случае, с таким предложением выступает отраслевое сообщество. Как быстро такие правки будут внесены - пока сложно прогнозировать. Он надеется, что это будет сделано до летних каникул в Государственной думе.
На заседании Общественного совета при Минсельхозе 19 марта уже обсуждались вопросы внесения изменений в налоговое законодательство в части, касающейся налогообложения при оказании господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основные отраслевые союзы инициировали коллективное обращение в Правительство с просьбой отменить изменения в Налоговый Кодекс, а также исключить необходимость восстанавливать налога при получении субсидий. Письмо подписали Национальный плодоовощной союз, Союзроссахар, Союзмолоко и Национальная Мясная Ассоциация.
По итогам мероприятия было принято решение поддержать позицию союзов, озвученную в обращении, а также рекомендовать Минсельхозу обратиться в Правительство РФ с предложением отменить эти изменения в законодательстве и сохранить ранее действовавшую редакцию Налогового Кодекса.
Автор: Артем Фальчев