Обзор: Как США и Китай превратились из партнеров в противников и причем здесь молоко?
Как и для многих стран, которые ориентируются на экспорт молочных продуктов, США старались выстраивать с Китаем доверительные отношения, чтобы постепенно наращивать внешние поставки. Так было до тех пор, пока президентское кресло не занял Дональд Трамп, который установил повышенные пошлины на импорт товаров из Китая. Пекин в свою очередь принял ответные меры и ввел дополнительные тарифы на американские молочные продукты. Как страны из торговых партнеров оказались врагами рассказываем в новом обзоре Milknews.
Торговые партнеры навсегда
Еще в апреле 2018 года США и Китай успешно сотрудничали в вопросе торговли молочными продуктами. На сайте US Dairy Export Council, ведомства, развивающего экспорт молока в стране, опубликованы материалы встречи главы американского ведомства Тома Вилсака и вице-президента китайского университета (Jiangnan University) Хи Яна. По итогам совещания Вилсак сообщил, что “Китай является основой и приоритетным рынком для американской молочной отрасли”. По итогам встречи открылся Американско-китайский центр инноваций в молочной отрасли.
Китай - четвертый по величине экспортный рынок для американских производителей молочных продуктов в стоимостном выражении после Мексики, Юго-Восточной Азии и Канады.
В 2016 году США отгрузили в этом направлении продукции на $386 млн, в 2017 уже на 49% больше - $577 млн, за четыре месяца 2018 года - $203. Объемы поставок из США в Китай росли внушительными темпами, большего увеличения экспорта молока американцы смогли добиться только в Океании - плюс 50% с 2016 года. Экспорт молочных продуктов США в Китай составил 10,54% от общих отгрузок в товарной категории.
В 2017 году Китай купил в США 290 тыс тонн сыворотки, 27,6 тыс тонн СОМ, 12,9 тыс тонн сыра, 6,2 тыс тонн СЦМ и 0,6 тыс тонн сливочного масла, такие данные опубликовал Ведущий аналитик молочных рынков аналитического агентства «ИНФАГРО» Максим Фастеев в своем Telegram-канале.
Развод и раздел
Несмотря на растущие объемы экспорта, у нового президента США и его администрации сохранялись вопросы к торговому партнеру. Сони Пердю, генеральный секретарь Штатов по сельскому хозяйству, в своем
По словам Сони, введенные тарифы США на китайские товары - это попытки отразить “хищные атаки на американскую инновационную базу”. C 6 июля 25% пошлиной будут обложены китайские товары общей стоимостью $50 млрд. Тарифы распространяются на 800 наименований. В Белом доме отметили, что рассматривают расширение списка товарных групп, которые попадут под новые требования. Объявленные санкции тут же привели к обвалу европейского и американского биржевого рынка товаров.
В ответ на действия Вашингтона Китай установил пошлины на американское молочные продукты. Комментируя ситуацию в интервью телеканалу
Замешательства экспортной службы США связано с тем, что все три обозначенные страны входят в пятерку основных направлений экспорта американских молочных продуктов. Сегодня Канада обещает поднять вновь повысить пошлины за то, что Трамп ввел дополнительные барьеры на поставки стали и алюминия. Мексика вводит 25% тариф на американский сыр с июля. Китай стал дополнением к сложившейся картине. “Производители пытаются выйти из ситуации с низкими ценами, мы надеялись, что этот год будет лучше, чем предыдущий, но теперь все не так понятно”, - сказал Вилсак.
Что будет дальше?
С 6 июля тарифы на экспорт практически на все наименования, которые отгружаются на китайский рынок американским бизнесом, вырастут более чем в два раза. С 10% до 35% вырастет пошлина на СОМ, с 2% до 27% на сыворотку, с 12% до 37% на свежий сыр, с 8% до 33% на все остальные виды сыров. По оценке авторов отчета Dairy & Food Market Analyst аналитиков Мэта Гулда и Джери Драйера, после введения тарифов США будут проигрывать Новой Зеландии и европейским поставщикам в ценах, это снизит конкурентоспособность американских переработчиков на мировой площадке.
“Торговые войны таких крупных международных игроков, как США и Китай, однозначно создают возможности для третьих сторон, - уверен Виталий Шеремет, партнер и руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора КПМГ в России и СНГ. - Шанс увеличить свою долю на рынке, в первую очередь, появится у тех игроков, которые уже там присутствуют - Евросоюза, Австралии и Новой Зеландии”.
По мнению эксперта, Россия тоже имеет все шансы выйти на рынок Китая для того, чтобы занять образовавшуюся нишу. “Мне кажется, Китай более чем заинтересован в диверсификации поставщиков, с этой точки зрения, такой крупный и экологически-чистый северный сосед, как Россия, представляется интересным партнером”, - отметил Виталий Шеремет в разговоре с Milknews.
Интерес КНР к России подтверждается участием в российских деловых площадках. “Восточный Экономический Форум этого года примет большую делегацию из КНР во главе с председателем республики, Дальний Восток является регионом-бенефициаром улучшения отношений между Россией и КНР, сейчас там рассматриваются несколько интересных проектов в молочной отрасли. И возможно, на ВЭФ мы увидим значительный прорыв в договоренностях между сторонами, который ознаменует фактический запуск этих проектов”, - сказал эксперт.