Rabobank: ТОП-20 крупнейших мировых производителей молочной продукции
Rabobank обновил ежегодный рейтинг крупнейших мировых молочных компаний по объему денежного оборота Global Dairy Top-20. Тройку лидеров на этот раз покинул крупнейший молочный кооператив США Dairy Farmers of America (DFA), уступив место французской Danone, которую он вытеснил с третьего места в прошлом году. В то время как французская группа Lactalis и швейцарский концерн Nestlé сохранили первое и второе места рейтинга соответственно. О том, какие изменения произошли в ТОП-20 в этом году, а также как Rabobank оценивает будущее мирового молочного рынка, читайте в материале Milknews.
Источник: Rabobank
Совокупный оборот 20 крупнейших мировых молочных компаний вырос на 9,3% в долларовом выражении после снижения на 0,1% в предыдущем году. Между тем, в евро он увеличился всего на 5%. В 2021 году активность лидеров мирового молочного рынка в области слияний и поглощений (M&A) оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим годом. Однако этот показатель заметно упал в первой половине 2022 года, когда было объявлено около 10 сделок по сравнению с примерно 30 сделками в аналогичный период 2021 года.
Благодаря восстановлению каналов сбыта в розничной торговле и общепите после пандемии Covid и сохранению высоких розничных продаж, спрос на молочные продукты во всем мире укрепился. В сочетании с более низким, чем ожидалось, ростом производства молока в основных регионах-экспортерах и исключительно высоким спросом на импорт молочной продукции в Китае, цены на молочные продукты в 2021 году по сравнению с предыдущим годом выросли.
Для многих молочных компаний, базирующихся за пределами США, прирост оборота в долларовом эквиваленте оказался значительно более высоким, чем в евро или других местных валютах, из-за укрепления этих валют по отношению к доллару в 2021 году.
Что изменилось в рейтинге?
Заняв первую позицию в рейтинге в прошлом году, группа Lactalis осталась на пьедестале и увеличила свой отрыв от ближайшего конкурента Nestlé до ошеломляющих $5,4 млрд по сравнению с аналогичным показателем в $2,2 млрд в 2020 году.
Продажи Lactalis в 2021 году оцениваются в $26,7 млрд (+$4,7 млрд или 16,2%) или €22,6 млрд (+€2,4 млрд или 11,9%). Двузначный процентный рост продаж компании обусловлен приобретением американского производителя сыров Kraft Heinz (что исключило эту компанию из ТОП-20), а также компаний Bel Groupe - Royal Bel Leerdammer, Bel Italia, Bel Deutschland и Bel Shostka Ukraine, что добавило к совокупному годовому обороту Lactalis около $2,1 млрд. Волна приобретений французской группы продолжилась в 2022 году покупкой австралийской компании Jalna Dairy Foods и немецкой компании Bayerische Milchindustrie’s (BMI) Fresh Dairy Division.
Швейцарской компании Nestlé удалось сохранить вторую позицию в рейтинге, опередив Danone на $0,4 млрд. Оборот молочного подразделения Nestlé увеличился только благодаря более выгодному курсу по отношению к доллару США. В швейцарских франках продажи молочного подразделения компании снизились с 19,5 млрд до 19,4 млрд (-0,5%), что неудивительно, учитывая ее стратегию в последние годы. Речь идет в том числе о продаже большей части своего бизнеса по производству мороженого компании Froneri.
Французская Danone вернула себе третье место в рейтинге, учитывая продажи растительных альтернатив. В евро общий оборот молочного подразделения Danone в 2021 году увеличился всего на 1,7% до €17,7 млрд. В долларах США рост продаж составил 5,6% или $20,9 млрд. Оборот компании в сегменте растительных альтернатив в 2021 году составил €2,3 млрд, что на 4,5% или €0,1 млрд больше, чем в 2020 году. Этот показатель оказался значительно ниже, чем в 2020 году, когда он вырос на 15%. На рост оборота, вероятно, негативно повлияла продажа североамериканского бренда Vega американской частной инвестиционной компании WM Partners. Кроме того, Danone сообщила о годовом росте подразделения специализированного питания компании на 1%, что свидетельствует о том, что продажи детских молочных смесей в 2021 году идут не так хорошо, как хотелось бы.
Китайская компания Yili показала наибольший прирост оборота (в долларах США) среди 20 крупнейших мировых молочных компаний. Приобретение мажоритарного (и контрольного) пакета акций производителя детских смесей и сухого молока Ausnutria наряду с бурным ростом продаж на внутреннем рынке, увеличило продажи Yili на $4,4 млрд - до $18,2 млрд. В годовом исчислении рост составил рекордные 31,7%. Тем не менее, китайский молочный гигант остается на пятой позиции рейтинга, но высокие показатели компании позволили ей сократить отставание от лидеров.
Другие азиатские молочные компании, Mengniu и Amul, также показали хорошие результаты в 2021 году. Китайская Mengniu занимает седьмое место рейтинга, поднявшись на две позиции и опередив ведущие европейские молочные кооперативы FrieslandCampina и Arla Foods. Крупнейший индийский молочный кооператив Amul сообщил о приросте выручки на 18,8% или $1 млрд, что привело к впечатляющему подъему на пять позиций в рейтинге с 18-й на 13-ю позицию.
Обе компании сохранили высокие темпы роста в 2021 году после трудного 2020 года. Оборот Mengniu вырос на 24%, или $2,6 млрд, до $13,7 млрд долларов США (15,9% или 12,1 млрд юаней) после убытка в размере 3,7% или $0,4 млрд в 2020 году, вызванного продажей контрольного пакета акций Junlebao Dairy и нестабильностью курсов валют.
Канадская Saputo, занимающая 10-ю строчку рейтинга, с большим отрывом в $3,7 млрд опережает компанию Unilever, расположившуюся на 11-м месте. После нескольких крупных приобретений в прошлые годы (включая Murray Goulburn и Dairy Crest) Saputo продолжила покупку сравнительно небольших молочных игроков в 2021 году: шотландской компании Bute Island Foods, британской Wensleydale Dairy, американских Wisconsin Specialty Protein, Carolina Aseptic и Carolina Dairy.
В 2021 году французские компании Savencia и Sodiaal завершили начатые ранее сделки M&A. Получив полный контроль над Compagnie des Fromages & RichesMont (CF&R), купленной в 2020 году, в 2021 году Savencia приобрела производителя растительных альтернатив Hope Foods. Оба приобретения способствовали росту оборота компании до $6,6 млрд в 2021 году, в результате чего Savencia заняла 12-е место рейтинга, поднявшись на две позиции по сравнению с 2020 годом.
Sodiaal завершила сделку по приобретению оставшихся 51% акций Yoplait S.A.S. у американской General Mills. Это было сделано в обмен на долю Sodiaal в канадском бизнесе Yoplait и сниженную ставку роялти за использование брендов Yoplait и Liberte в США и Канаде. Сделка по продаже Sodiaal компании Stegmann Emmentaler Kasereien (SEKG), которую купила немецкая Meggle, была завершена в первой половине 2021 года. В целом, по оценкам Rabobank, эти сделки способствовали чистому приросту оборота Sodiaal в размере почти $0,4 млрд, подняв компанию на 14-е место с 17-го в рейтинге прошлого года.
Немецкая компания Müller поднялась в этом году на три позиции (17 место), увеличив оборот на €0,4 млрд (8,8%) до €4,9 млрд или $5,7 млрд (+13,0%). Приобретение Müller немецких перерабатывающих активов и брендов FrieslandCampina все еще не завершено и, вероятно, будет способствовать росту розничных продаж компании в Германии.
Компания по производству мороженого Froneri - новое имя в ТОП-20. Froneri была создана как совместное предприятие Nestlé и частной инвестиционной компании PAI Partners в 2016 году. Ряд приобретений в последующие годы, в том числе Nestlé Ice Cream Israel (2019 г.), Tip Top Ice Cream (2019 г.) у Fonterra и Nestlé Ice Cream USA (2019 г.), сделали компанию вторым по величине производителем мороженого в мире после Unilever.
Четыре мировых кооперативных гиганта находятся в нижней части рейтинга этого года и каждый из них сталкивается с определенными ограничениями для роста на своем внутреннем рынке.
В 2021 году Dairy Farmers of America (DFA) продолжила интеграцию активов Dean Foods, в то время как Fonterra и FrieslandCampina избавились от непрофильных активов. Fonterra завершила продажу двух своих китайских активов в 2021 году и сохранила шестую позицию в рейтинге. Продажа компаний DPA Brazil и Soprole, а также трансформация австралийского бизнеса Fonterra ожидаются в конце 2022 года.
FrieslandCampina, находящаяся на восьмой строчке рейтинга, уступила одну позицию, пропустив вперед китайскую Mengniu. При этом ее разрыв с Arla, находящейся на девятом месте, сократился до €0,3 млрд. Вполне вероятно, что датский кооператив в ближайшем будущем опередит FrieslandCampina, учитывая недавние продажи активов. FrieslandCampina продала завод в Алтере (Бельгия), российское подразделение (ООО «Кампина») и бизнес по производству кормов для животных (Nutrifeed). Также совсем недавно компания продала свои немецкие активы и бренды компании Müller.
Несмотря на то, что Arla также уступила одну позицию Mengniu, в 2021 году она по-прежнему демонстрировала значительный рост выручки, чему способствовали хорошие розничные продажи в Европе. В своей недавно объявленной стратегии развития Arla ставит перед собой амбициозные цели по сокращению выбросов парниковых газов и надеется увеличить оборот и прибыльность за счет повышения эффективности и роста своих мировых брендов.
Что будет дальше?
Постепенно все больше молочных компаний согласовывают свои климатические стратегии с Science Based Targets Initiative (SBTi) — международной инициативой, которая позволяет по научному подходить к декарбонизации и устанавливать для каждой конкретной компании адекватные для нее цели по снижению воздействия на экологию. На сегодняшний день 8 из 20 крупнейших мировых производителей молочной продукции публично заявили о своих обязательствах следовать целям SBTi или имеют цели, которые считаются согласованными с SBTi. Аналитики Rabobank ожидают, что число таких компаний вырастет в ближайшем будущем. Таким образом, мировые молочные лидеры работают над своими целями в области климата и устойчивого развития к 2030 году, а также ставят перед собой задачу добиться нулевого уровня выбросов к 2050 году.
«Заглядывая в будущее, мы ожидаем еще один хороший год для совокупного оборота Global Dairy Top 20, поскольку цены на молочные продукты достигли рекордного или почти рекордного уровня по всему миру на фоне событий на Украине и роста инфляции. Тем не менее, мировой спрос на молочные продукты во второй половине 2022 года ослабнет из-за сочетания ограничений, связанных с Covid, инфляции, влияющей на покупательную способность потребителей, и других экономических препятствий. Из-за ослабления местных валют, особенно евро по отношению к доллару США, некоторым компаниям может быть трудно сохранить свои позиции и вырасти в рейтинге в следующем году», - резюмируют эксперты Rabobank.
Теги: Молоко мир