компоненты

НИУ ВШЭ: Расходы россиян на питание упали на 7,7% с 2013 года


По данным доклада Центра развития НИУ ВШЭ, реальные расходы россиян на питание уменьшились в 2018 году на 3,6%, а по сравнению с 2013 годом снижение составило 7,7%. Расходы на питание дома упали на 3,7%, в то время как на кафе и рестораны - на 2,4%. Доля трат на питание в структуре расходов населения достигла в прошлом году 36%, что ниже, чем в 2015-2016 годах (38,7%), но выше, чем в 2013(34,3%).

 

Кроме того, на протяжении этих лет физический объем продажи продуктов то снижался, то рос, однако до сих пор он не восстановился до уровня 2013 года. Средняя энергетическая ценность потребляемых населением продуктов за шесть лет выросла на 1,1%, что может говорить о смене потребительского поведения: люди чаще покупают товары по акциям и скидкам. 

 

На протяжении последних пяти лет реальные располагаемые доходы населения падали, и НИУ ВШЭ решил выяснить, что в это время происходило с расходами. Согласно международным стандартам, бедность населения начинается с того момента, когда начинает тратить на питание более 60% всех расходов. 

 

Как следует из опросов Росстата, в 2018 году с большими затруднениями “сводили концы с концами” 14,6% населения, а тех, кому не хватает даже на еду, был 1%. В то же время, по замерам ВЦИОМ в 2017 году на еду не хватало денег 10% россиян, а по данным НАФИ на продукты питания не имели денег 5%. 

 

На самом же деле расходы на питание наименее обеспеченных 10% населения не превысили 60% в период 2014-2018: в 2016 году они достигли максимума (54,4%) и потом упали до 52,4% в 2018, но так и не достигли уровня 2013 года (48,2%). 

 

В то же время продажи продуктов в физическом объеме выросли в 2018 году на 2,1%. Получается, что в 2018 году реальные расходы населения на питание снижались, а физический объем розничной продажи продуктов питания постепенно рос, но не везде вернулся на уровень 2013 года.

 

Индекс физического объема розничной продажи продуктов в % прироста

 

В 2018 году по сравнению с 2013 население стало потреблять на 0,6 кг меньше рыбы в среднем на человека в год, но потребление мяса увеличилось на 4,6 кг. Снижение в среднедушевом рационе населения фруктов на 2,9 кг в год (в значительной степени за счет соков) сопровождалось увеличением потребления овощей на 7,6 кг. Потребление молочных продуктов упало на 5 кг на человека в год, однако индекс физического объема розничной продажи почти не изменился.

 

Небольшое снижение потребления сахара и кондитерских изделий можно отнести к повышению полезности питания населения в 2018 г. по сравнению с 2013 г., так как сахара мы едим больше, чем нужно для здорового питания (31,3 кг в 2018 г. против 24 кг по рекомендациям Минздрава по рациональному питанию).18

 

Эксперты НИУ ВШЭ отдельно рассмотрели энергетическую ценность потребления продуктов питания: в среднем на душу населения она выросла на 1,1% по сравнению с 2013 годом, при этом потребление белков и жиров населением увеличилось на 2,4% и 1,8% соответственно. 

 

Примечательно, что при этом растет доля онлайн-покупок - одной из важнейших причин этого является возможность совершать покупки дешевле, чем в обычных магазинах. Доля онлайн-покупателей продуктов питания составила 20% от числа опрошенных Яндекс.Маркетом и GfK.

 

Исследователи считают, что мнение о том, что население не сокращало среднее потребление продуктов при пятилетнем снижении денежных доходов, так как оно изначально было очень низким, выглядит не слишком убедительно: среднедушевая энергетическая ценность питания населения дома в 2018 году составила 2651,5 ккал в сутки, что немало. К тому же, это без учета питания вне дома.

 

Таким образом, эксперты НИУ ВШЭ приходят к выводу, что снижение реальных расходов населения на питание и физического объёма продажи продуктов не привело ни к снижению энергетической ценности потребленных населением продуктов, ни к снижению потребления белков и жиров.

1567602072

Автор: Артем Фальчев

3461 просмотр

MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен