Эконива семена

«Беларусь молочная»: 7 главных цифр о белорусском экспорте


В начале апреля министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев посоветовал белорусским производителям молока "искать новые рынки сбыта, помимо России"???. Министр мотивировал это тем, что "нормальному развитию" молочного рынка мешает недобросовестная конкуренция с молочной продукцией, содержащей растительные жиры, и сухим молоком.

Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ Алексей Богданов ответил, что предприятия Минсельхозпрода поставляют молокопродукты в 46 стран: “Не думаю, что кто-то может похвастаться такой диверсификацией из стран постсоветского пространства. Работа над диверсификацией экспорта целенаправленно идет уже давным-давно”.

Milknews изучил аналитику с выступлений экспертов IV Экспортного форума «Беларусь молочная» и собрал воедино основные показатели РБ, чтобы выяснить, как происходит поиск новых рынков и как он меняет структуру белорусского экспорта.

1. Беларусь - третий экспортер масла в мире

 
В последние десятилетия в целях сокращения затрат белорусская молочная отрасль была существенно реструктуризирована. Сегодня переработка молока сосредоточена в 37 организациях системы Минсельхозпрода, в 2015 году было переработано 5,9 млн тонн молока. Вместе с тем предприятия Беларуси на данный момент перерабатывают более 8 млн тонн молока в год.

По данным Минсельхозпрода РБ, в мировом экспорте молочных продуктов Беларусь занимает уверенные позиции. По экспорту масла Беларусь занимает третье место, поставив по итогам 2017 года 72 тыс тонн, уступая только Новой Зеландии и ЕС. По экспорту сыров и творога – четвертое место с 189 тыс тонн экспортированной продукции.


 

2. Общий экспорт белорусского молока упал на 6%

 
Несмотря на позиции на мировом рынке, после прироста на 18% в 2017 году, за январь-февраль 2018 экспорт молока и молочной продукции в денежном выражении снизился на 6%.



 

3. Поставки сухого молока в Россию падают, а сыра - растут

 

Структура белорусского экспорта в Россию также меняется, в первую очередь снижается доля сухого молока, но одновременно с этим растут поставки цельномолочной продукции и сыров.



 

4. Белорусские поставки в СНГ увеличились на 6%

 
Кроме того, Беларусь постепенно увеличивает количество поставок в другие страны СНГ – за начало 2018 года экспорт увеличился на 6%, составив $32,6 млн в денежном выражении.



В поставках в ближние страны выросла доля масла (+18,7%) и творога (который, в отличие от прошлого года, в начале 2018 показал рост).


 

5. Поставки молока в Монголию выросли в 4 раза

 
Активно обсуждается выход Белоруссии на новые рынки – например, в 2018 начались поставки СОМ во Вьетнам.

Значительно увеличился импорт СЦМ в Монголию – если за весь прошлый год поставки составили 1 млн тонн, то за начало 2018 уже было экспортировано почти 700 тыс тонн.

Доля Монголии в белорусском экспорте сухого цельного молока за два месяца 2018 увеличилась до 71,5%, что на 51,5% больше, чем по итогам 2017.


 

6. Экспорт в Китай вырос почти в 8 раз

 

В ходе форума много внимания уделили Китаю – судя по всему, это основной рынок, на который Беларусь делает ставку в части экспорта. На сегодняшний день 14 белорусских молокоперерабатывающих предприятий сертифицированы на право поставок продукции в Китай, (еще четыре прошли сертификацию для поставок на рынок ЕС).

В пересчете на молоко экспорт молока и молокопродуктов в Китай в 2017 увеличился в 7,6 раз, по итогам года составив 5 тыс тонн. Это принесло поставщикам более $7 млн.



Поставщиками в Китай 2017 году стали 9 предприятий: «Савушкин продукт», «Беллакт», «Бабушкина крынка», «Милкавита», «Калинковичский молочный комбинат», «Слуцкий сыродельный комбинат», «Березовский сыродельный комбинат», «Молочный мир» и «Миноблмясомолпром».
 

7. Китайский импорт сыра вырастет на 11% к 2022

 
Если Беларусь нацелена на выход на китайский рынок, важно знать, сколько он сможет импортировать. По мнению Вероники Агуэра, Китай – перспективное направление для экспорта сыра. По ее прогнозам, импорт сыра в этой стране к 2022 вырастет еще на 11%, что составит дополнительные 75 тыс тонн, которые будут доступны для белорусских поставщиков.



Вообще, рынку сыра в Китае была посвящена отдельная тема – по прогнозам, потребление и импорт в ближайшие 5 лет значительно вырастут. Производство тоже вырастет, но незначительно – об обеспечении национального рынка своим продуктом говорить рано даже в среднесрочной перспективе.


 

Интересным открытием стала структура китайского импорта сыра – больше всего ввозят моцареллы и сливочного сыра. Такой выбор связан с тенденциями пищевой индустрии в стране и популярностью сферы общественного питания. 

Импорт сыра рос на 28% в год за период 2011-2016. Доля сыров, используемых в общественном питании ≈ 75%, основные конечные пользователи: Бренды Yum! и McDonald's, которые планируют дальнейшее расширение в Китае, а также хлебобулочные магазины и бакалеи, закупающие сливочный сыр.

До 2022 год как импорт, так и внутренняя переработка будут продолжать расти высокими темпами. Импорт - не менее 11% в год (Fonterra, Arla нацеливаются на рынок), а переработка - на 13% в год.



Китай по-прежнему будет самым перспективным мировым импортером, хотя и продолжит тенденцию от импорта сырья к товарам с добавленной стоимостью. По словам Агуэра, фуд-сервис и ингредиенты – ключевые позиции.

11652 просмотра

MN В FB

Комментарии
extenso
Зоетис вебинар 23 апреля
Deiry Business

Господдержка
MAP 17 мая
Подпишитесь на нашу рассылку
РЕЙТИНГ СЫРОВ


Аналитический центр Milknews
Распаковка
Питание детей 17 июня
Распаковка
Питание детей 17 июня