«Беларусь молочная»: 7 главных цифр о белорусском экспорте
В начале апреля министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев посоветовал белорусским производителям молока "искать новые рынки сбыта, помимо России"???. Министр мотивировал это тем, что "нормальному развитию" молочного рынка мешает недобросовестная конкуренция с молочной продукцией, содержащей растительные жиры, и сухим молоком.
Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ Алексей Богданов ответил, что предприятия Минсельхозпрода поставляют молокопродукты в 46 стран: “Не думаю, что кто-то может похвастаться такой диверсификацией из стран постсоветского пространства. Работа над диверсификацией экспорта целенаправленно идет уже давным-давно”.
Milknews изучил аналитику с выступлений экспертов IV Экспортного форума «Беларусь молочная» и собрал воедино основные показатели РБ, чтобы выяснить, как происходит поиск новых рынков и как он меняет структуру белорусского экспорта.
1. Беларусь - третий экспортер масла в мире
В последние десятилетия в целях сокращения затрат белорусская молочная отрасль была существенно реструктуризирована. Сегодня переработка молока сосредоточена в 37 организациях системы Минсельхозпрода, в 2015 году было переработано 5,9 млн тонн молока. Вместе с тем предприятия Беларуси на данный момент перерабатывают более 8 млн тонн молока в год.
По данным Минсельхозпрода РБ, в мировом экспорте молочных продуктов Беларусь занимает уверенные позиции. По экспорту масла Беларусь занимает третье место, поставив по итогам 2017 года 72 тыс тонн, уступая только Новой Зеландии и ЕС. По экспорту сыров и творога – четвертое место с 189 тыс тонн экспортированной продукции.
2. Общий экспорт белорусского молока упал на 6%
Несмотря на позиции на мировом рынке, после прироста на 18% в 2017 году, за январь-февраль 2018 экспорт молока и молочной продукции в денежном выражении снизился на 6%.
3. Поставки сухого молока в Россию падают, а сыра - растут
Структура белорусского экспорта в Россию также меняется, в первую очередь снижается доля сухого молока, но одновременно с этим растут поставки цельномолочной продукции и сыров.
4. Белорусские поставки в СНГ увеличились на 6%
Кроме того, Беларусь постепенно увеличивает количество поставок в другие страны СНГ – за начало 2018 года экспорт увеличился на 6%, составив $32,6 млн в денежном выражении.
В поставках в ближние страны выросла доля масла (+18,7%) и творога (который, в отличие от прошлого года, в начале 2018 показал рост).
5. Поставки молока в Монголию выросли в 4 раза
Активно обсуждается выход Белоруссии на новые рынки – например, в 2018 начались поставки СОМ во Вьетнам.
Значительно увеличился импорт СЦМ в Монголию – если за весь прошлый год поставки составили 1 млн тонн, то за начало 2018 уже было экспортировано почти 700 тыс тонн.
Доля Монголии в белорусском экспорте сухого цельного молока за два месяца 2018 увеличилась до 71,5%, что на 51,5% больше, чем по итогам 2017.
6. Экспорт в Китай вырос почти в 8 раз
В ходе форума много внимания уделили Китаю – судя по всему, это основной рынок, на который Беларусь делает ставку в части экспорта. На сегодняшний день 14 белорусских молокоперерабатывающих предприятий сертифицированы на право поставок продукции в Китай, (еще четыре прошли сертификацию для поставок на рынок ЕС).
В пересчете на молоко экспорт молока и молокопродуктов в Китай в 2017 увеличился в 7,6 раз, по итогам года составив 5 тыс тонн. Это принесло поставщикам более $7 млн.
Поставщиками в Китай 2017 году стали 9 предприятий: «Савушкин продукт», «Беллакт», «Бабушкина крынка», «Милкавита», «Калинковичский молочный комбинат», «Слуцкий сыродельный комбинат», «Березовский сыродельный комбинат», «Молочный мир» и «Миноблмясомолпром».
7. Китайский импорт сыра вырастет на 11% к 2022
Если Беларусь нацелена на выход на китайский рынок, важно знать, сколько он сможет импортировать. По мнению Вероники Агуэра, Китай – перспективное направление для экспорта сыра. По ее прогнозам, импорт сыра в этой стране к 2022 вырастет еще на 11%, что составит дополнительные 75 тыс тонн, которые будут доступны для белорусских поставщиков.
Вообще, рынку сыра в Китае была посвящена отдельная тема – по прогнозам, потребление и импорт в ближайшие 5 лет значительно вырастут. Производство тоже вырастет, но незначительно – об обеспечении национального рынка своим продуктом говорить рано даже в среднесрочной перспективе.
Интересным открытием стала структура китайского импорта сыра – больше всего ввозят моцареллы и сливочного сыра. Такой выбор связан с тенденциями пищевой индустрии в стране и популярностью сферы общественного питания.
Импорт сыра рос на 28% в год за период 2011-2016. Доля сыров, используемых в общественном питании ≈ 75%, основные конечные пользователи: Бренды Yum! и McDonald's, которые планируют дальнейшее расширение в Китае, а также хлебобулочные магазины и бакалеи, закупающие сливочный сыр.
До 2022 год как импорт, так и внутренняя переработка будут продолжать расти высокими темпами. Импорт - не менее 11% в год (Fonterra, Arla нацеливаются на рынок), а переработка - на 13% в год.
Китай по-прежнему будет самым перспективным мировым импортером, хотя и продолжит тенденцию от импорта сырья к товарам с добавленной стоимостью. По словам Агуэра, фуд-сервис и ингредиенты – ключевые позиции.