Прохладное начало лета в РФ не снизило спрос на газировку - эксперты
Жаркий летний сезон в центральной России стартовал немного позже обычного, но продажи газировки и пива начали расти даже в холодном мае, сообщили РИА Новости отраслевые эксперты.
В конце июня из-за наступившей жаркой погоды спрос на мороженое, воду и другие прохладительные напитки в РФ значительно вырос, рассказали ранее РИА Новости представители ритейла. Но сезонный спрос на пиво и газировку ощущался уже и в течение всего этого месяца, который в целом не был чрезмерно жарким.
"В июне среднее количество продаж (в чеках, по сравнению с июнем 2021 года - ред.) пивной точки выросло на 13%. Средний чек составил в июне 375 рублей, что на 15% выше, чем в прошлом году", - сообщили в IT-компании "Эвотор" на основе данных 850 тысяч смарт-терминалов в магазинах несетевой торговли в регионах РФ. В свою очередь, выросла и средняя выручка пивных магазинов - на 29% по сравнению с июнем прошлого года.
"Мы чувствуем рост спроса. Несмотря на холодный май, наши объемы реализации существенно возросли", - сообщил гендиректор АО МПБК "Очаково" Юрий Антонов. По его словам, компания из года в год увеличивает свою долю на рынке, и в этом году рассчитывает также увидеть рост доли во всех категориях своей работы - в том числе за счет запуска новых брендов.
"Продажи пива в РФ с учетом пивных напитков по итогам шести месяцев составили 340 миллионов декалитров, на 3,5% ниже уровня 2021 года", - сообщил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. По его словам, причина сокращения - не в погоде, а в уходе транснациональных компаний и подорожании импорта.
Между тем по итогам лета и всего года и потребление, и производство пива могут вырасти, полагает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он считает, что уровень жизни населения не стал заметно хуже - "и рост потребления идет, и розничные траты выросли, поэтому и потребление алкоголя растет и в физическом, и в денежном выражении".
"Пиво - во многом сезонный продукт, летом всегда наблюдается рост потребления, и, исходя из этого, заранее составляются планы производства на высокий сезон", - рассказали в Ассоциации производителей пива: например, в июле прошлого года компаниями-членами ассоциации было произведено более 90 миллиона декалитров пива против минимальных 45-46 миллиона декалитров в январе. Пик приходится на июль, а минимум - традиционно на январь, напомнили в ассоциации.
Несмотря на преимущественно нежаркую июньскую погоду, реализация газированных напитков в июне также росла: например, продажи Coca-Сola в несетевых розничных магазинах за неполный первый летний месяц в натуральном выражении увеличились на 10%, "Дюшеса" - на 12%, а "Байкала" - на 8%, сообщили в "Эвоторе".
Но продажи кваса - традиционного напитка жаркой погоды - пока не растут: например, в Москве они упали на 35% (в чеках), в целом по стране - на 25%, а в денежном выражении - на 11% и 8% соответственно, добавили в компании, полагая, что умеренный спрос в рознице возможен в связи с ростом покупок этого напитка в онлайн-торговле.
"Продажи из несетевой продуктовой розницы перетекают в онлайн. К примеру, по данным "Эвотора", в июне среднее число продаж (в чеках) в магазинах формата "у дома" снизилось на 7% по сравнению с прошлым годом", - говорит эксперт компании Юлия Ветчинкина.
По данным маркетплейсов, спрос на квас в онлайн-торговле в июне действительно рос, но неравномерно. Например, в онлайн-ритейлере "Самокат" пик продаж пришелся на 26 июня, а по итогам месяца продажи кваса значительно выросли в Новосибирске (на 78%), в Екатеринбурге (более чем в 1,5 раза) и Москве (на 40%). Между тем на платформе Wildberries продажи газированных напитков в июне выросли более чем в 1,5 раза (на 68%), безалкогольного пива – более чем в два раза, а кваса – только на 10%.
Возможно, нужно больше времени - по сравнению с пивом сезонность кваса выражена более ярко. Так, зампред правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров ("Руспродсоюза") Дмитрий Леонов считает, что в начале жаркого сезона говорить о какой-либо динамике пока рано. "На наш взгляд, продажи еще будут расти во всех каналах. Текущие же показатели скорее связаны с удобством потребителей, ведь квас - товар достаточно объемный", - заметил Леонов.
В онлайн-торговле действительно вырос спрос на большие объемы: например, на Ozon штучные продажи кваса в июне выросли в 3,3 раза год к году, а покупатели предпочитали напиток в бутылках по 2 и 1,5 литра.
АПК