Гостехнадзор прекращает регистрацию списанных боевых машин по указанию Минсельхоза
В России фактически объявлен запрет на использование списанной военной техники в гражданских целях. Органы Гостехнадзора отзывают регистрацию бронетранспортеров и танков, а уже купленную на аукционах технику не регистрируют. Реставраторы Военно-технического общества, обратившиеся с иском к Гостехнадзору, результата не добились. Проблемы возникли и у военно-патриотического парка «Патриот» Минобороны, где не могут зарегистрировать военные машины, которые планировалось задействовать во время танковых экскурсий. Как выяснил “Ъ”, причиной запретов стала позиция Минсельхоза.
О проблемах владельцев военной техники “Ъ” рассказал президент Военно-технического общества (ВТО) Алексей Мигалин. Речь идет о советских бронетранспортерах (БТР), бронированных разведывательно-десантных машинах (БРДМ), некоторых видах танков, демилитаризованных и проданных частным лицам. Минобороны регулярно выставляет на продажу машины 1950–1980-х годов выпуска. В марте этого года, к примеру, продавалась мастерская на базе ЗИЛ-131 за 95 тыс. руб., шасси ГАЗ-66 за 16 тыс. руб. ВТО занимается реставрацией техники, участвуя в выставках и автопробегах.
Общество и другие реставраторы регистрировали машины в органах Гостехнадзора (подчиняются Минсельхозу) как «самоходные машины», что предусмотрено постановлением правительства №938.
Проблемы начались осенью 2018 года. «Мы отреставрировали БТР-40 1955 года, подали документы на регистрацию, но получили отказ»,— говорит Алексей Мигалин. Кунцевский суд Москвы, куда обратился господин Мигалин, занял сторону истца, однако Мосгорсуд отменил решение в июле 2019 года. Одновременно, рассказывает господин Мигалин, владельцы ранее зарегистрированной техники начали получать из Гостехнадзора письма об отзыве документов. С этим столкнулся, в частности, владелец БРДМ-2 1987 года Алексей Дюков в июле. В письме Гостехнадзора говорится, что регистрация проведена с «нарушениями законодательства», и предлагается сдать номера. «Только в Москве около 3 тыс. человек владеют такой техникой, почти все получили уведомления»,— говорит Алексей Мигалин. ВТО планирует направить в прокуратуру коллективное обращение владельцев техники с жалобами на действия Гостехнадзора. Аналогичная ситуация и в других регионах. В Петербурге в нескольких фирмах, организующих туры на военной технике, “Ъ” подтвердили, что не могут зарегистрировать машины.
Жертвой запретов Гостехнадзора стал и подмосковный военно-патриотический парк «Патриот». Еще в 2014 году глава Минобороны Сергей Шойгу заявлял, что на территории «Патриота» можно будет «поездить, полетать на военной технике». В 2018 году были разработаны три варианты экскурсионных танковых трасс, которые планировалось построить в 2019–2020 годах. Для этих целей, по данным “Ъ”, администрация парка получила из Минобороны семь машин, включая БТР-70, танк Т-62 и МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный). Парк попытался зарегистрировать танк, но в июне получил отказ, в котором сказано, что это не самоходная машина, а «бронетанковая техника», которую Гостехнадзор регистрировать не может.
“Ъ” направил запрос в парк «Патриот», но ответа не получил. На момент публикации в Минобороны не предоставили ответа на запрос “Ъ”.
В Объединении административно-технических инспекций Москвы (в него входит столичный Гостехнадзор) “Ъ” рассказали, что на учете сейчас стоит более 134 тыс. единиц самоходной техники и прицепов.
Демилитаризованные машины, относящиеся к категории самоходных (бульдозеры, экскаваторы, трактора), регистрируются при наличии «сводных актов, документов, выдаваемых воинской частью», а также документов, «подтверждающих соответствие конструкции транспортного средства требованиям безопасности». Колесные бронетранспортеры, которые по своим характеристикам являются «автомобильной техникой», Гостехнадзор также на учет не ставит.
На вопрос “Ъ” о том, как же раньше военные машины ставились на учет, в Гостехнадзоре пояснили: в 2018 году в ходе ведомственного совещания руководством Минсельхоза указано, что регистрация боевой и специальной техники «недопустима», при этом ранее зарегистрированные машины признаются зарегистрированными «в нарушение законодательства». «Данная позиция была выражена в письме Минсельхоза от 23 октября 2018 года, которое было разослано во все органы Гостехнадзора субъектов»,— пояснили “Ъ” в Гостехнадзоре Москвы. Власти Челябинской области, Санкт-Петербурга и других регионов “Ъ” подтвердили наличие такого документа. “Ъ” направил запрос в Минсельхоз. Там повторили позицию, изложенную в письме и в ответе Гостехнадзора. На вопрос, почему же до совещания техника регистрировалась, в Минсельхозе ответа не дали.
Эксперт по регистрации автомобилей Борис Ионов новые запреты раскритиковал. «Если есть спрос на реставрацию, сохранение военной техники, надо разработать требования. Возможно, ввести особые правила, а также условия эксплуатации,— говорит он.— То, что происходит,— не цивилизованный путь. Ощущение, что решение связано с позицией какого-то одного конкретного чиновника».
Минсельхоз