В ООН заявили, что ситуация в Красном море имеет ограниченный эффект на экспорт продуктов
Ситуация в Красном море, где активизация йеменских повстанцев хуситов подрывает безопасность судоходства, пока не нашла отражения в динамике цен на продовольственные продукты, которую ежемесячно отражает Индекс цен на продовольствие Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Как отметила в комментарии ТАСС ее экономист Моника Тотова, тенденция на снижение цен продолжается, и в феврале индекс опустился на 0,7%, оказавшись на 10,5% ниже его значения год назад и на 26,8% ниже пика, который был достигнут в марте 2022 года.
В частности, продолжают падать цены на зерновые и другие растительные масла, рост зарегистрирован в ценообразовании на сахар, мясо и молочные продукты. При этом эксперт подчеркнула, что индекс строится на основе экспортных цен, которые не всегда отражают все аспекты ценообразования. "Обычно они включают доставку в определенный пункт назначения или порт страны-экспортера, но не до конечного пункта назначения. Стоимость страховки и перевозки до конечного пункта назначения тоже зависит от ряда параметров. Не все страны сообщают цены, которые они платят за импорт (включая доставку и страхование), а некоторые сообщают эту информацию с задержкой", - пояснила она.
Эксперт указала, что на маршрут через Красное море приходится чуть более 10% мирового объема морских торговых перевозок. При этом основную их долю составляют энергетические продукты (в основном сырая нефть и сжиженный нефтяной газ). "Что касается сельскохозяйственных товаров, по этому маршруту обеспечивается экспорт зерновых и масличных культур из ЕС, Российской Федерации и с Украины в Азию и Восточную Африку. Рис и другие товары направляются из Азии. Торговля удобрениями, включая калийные удобрения, из Российской Федерации в Азию также осуществляется транзитом через Красное море", - перечислила она.
По ее мнению, помимо прямого влияния на цену продукции увеличение стоимости доставки может иметь разный эффект на разные страны. "Например, азиатская страна, импортирующая пшеницу морским путем, может счесть экономически более выгодным импорт из Австралии, а не из Российской Федерации, которой придется осуществлять доставку через Красное море или выбирать более длинный маршрут через мыс Доброй Надежды. За последние два месяца количество судов, проходящих через Суэцкий канал, сократилось вдвое, что ограничило один из основных источников дохода Египта", - отметила эксперт. По ее оценке, в краткосрочной перспективе наиболее уязвимыми станут страны региона Красного моря, "во многих из которых уже наблюдается нехватка продовольственной безопасности".
После обострения конфликта в секторе Газа движение "Ансар Аллах" заявило, что будет совершать атаки на территорию Израиля и не позволит связанным с ним судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива, пока операция в палестинском анклаве не прекратится. С середины ноября прошлого года хуситы атаковали десятки гражданских судов в Красном море и Аденском заливе.
В ответ на действия хуситов американские власти объявили о формировании международной коалиции и подготовке операции Prosperity Guardian по обеспечению свободы навигации и охране судов в Красном море. 12 января вооруженные силы США и Великобритании впервые нанесли массированные удары по объектам хуситов в ряде городов Йемена. Свою оборонительную миссию Aspides ("Щиты"), задача которой - обеспечивать безопасность торговых судов европейских стран, учредил ЕС.
АПК