компоненты

"Ъ": В маркировку включат информацию о сертификации товаров


Минпромторг, Росаккредитация и ООО «Оператор ЦРПТ» в рамках создаваемой национальной системы прослеживаемости заключили соглашение о взаимообмене сведениями о товарах, обращающихся на российском рынке. Так, Росаккредитация будет передавать в государственную информационную систему маркируемых товаров (ГИС МТ) документы, подтверждающие проверку товаров на безопасность,— декларации и сертификаты о соответствии. Как сообщили “Ъ” в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), всего в реестр маркируемых товаров внесены карточки по 23 млн товаров. При этом из реестров Росаккредитации в ГИС МТ переданы сведения о 4,1 млн документов (2,8 млн деклараций и 1,3 млн сертификатов), подтверждающих проверку на безопасность около 50 тыс. товаров.

В ЦРПТ рассчитывают, что в ближайшее время информация о подтверждающих документах появится у всех товаров, внесенных в национальную систему маркировки (см. «Ъ-Онлайн»). Напомним, что в рамках системы маркировки уже создается «единый фронт» контролеров в борьбе за обеление рынков. Ранее заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов пояснял, что система маркировки будет интегрирована со всеми информсистемами контрольно-надзорных органов. Кроме Росаккредитации, соглашения уже подписаны с Россельхознадзором, Минсельхозом, Роспотребнадзором, Роспатентом, ФАС, ФТС, ФНС, Росстатом и другими (см. “Ъ” от 22 апреля).

Новое соглашение де-факто должно сделать результаты правительственной работы заметными для конечного потребителя — так, россияне непосредственно перед покупкой товара смогут отсканировать код маркировки в приложении «Честный знак» и проверить, проходила ли продукция испытания на соответствие требованиям безопасности. Глава Росаккредитации Назарий Скрыпник ранее отмечал, что включение данных из реестров ведомства в национальный каталог маркированных товаров будет способствовать укреплению доверия между бизнесом, государством и обществом, повышению качества жизни людей. «Сейчас данные о разрешительных документах расширяются, основная цель — создать единое окно для потребителя, который хочет приобрести качественный товар»,— поясняет “Ъ” заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Отметим, что наиболее важное влияние доступность сертификатов и деклараций в публичной инфраструктуре «Честного знака» может оказать — хотя это и небыстрый процесс — на развитие самой системы сертификации и подтверждения соответствия. Сейчас эта система, по сути, является предметом узкопрофессионального интереса: большинство потребителей, судя по всему, не знают о ее существовании или не осознают ее смысла. В теории доступность информации о сертификатах в ГИС МТ и приложении «Честный знак» должно повысить интерес к таким документам, а в перспективе главным последствием должно стать развитие на основе AI цифровых рекомендательных сервисов, анализирующих и Big Data, и стандартизированную техническую информацию о потребительских товарах, в том числе из сертификатов.

Напомним, что с 2020 года обязательная маркировка введена для таких групп товаров, как табак, лекарственные препараты, обувь, парфюмерия, фототовары, шины и покрышки. С июля 2021 года перечень пополнили пять групп изделий легкой промышленности и молочной продукции. Также сейчас проводятся эксперименты по маркировке бутилированной воды, ряда слабоалкогольных напитков, БАДов, велосипедов и кресел-колясок. Как пояснили “Ъ” в Росаккредитации, не вся продукция, подлежащая обязательной маркировке, подлежит обязательной сертификации. Обязательная сертификация предусмотрена, например, для детских и подростковых товаров (обувь, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, трикотажные изделия). При этом компании не обязаны сертифицировать фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, обувь, духи и туалетную воду, табачную продукцию, шины и покрышки.

Омбудсмен в сфере сертификации, лицензирования и техрегулирования Дмитрий Петров отмечает, что отношение к вводимой маркировке у бизнеса неоднозначно. «Необходимо понимать, что сертификация либо декларирование не являются стопроцентной гарантией безопасности товара. Кроме этих инструментов должен быть также эффективный контроль над безопасностью продукции на рынке. Это не только у нас, так во всем мире. Механизм не может стимулировать производителей к подтверждению соответствия, так как сертификация либо декларирование обязательны в силу закона»,— добавляет он. В общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива»?соглашение, напротив, приветствуют. «Именно документы о подтверждении соответствия свидетельствуют о качестве и безопасности товаров. Если же по каким-то причинам сертификат на изделие отозван (например, из-за нарушений при производстве или недостоверной информации), потребитель сразу об этом узнает»,— поясняет глава организации Олег Павлов. По его словам, для самих продавцов и изготовителей будет легче выполнять требования по информированию потребителя о соответствии реализуемой продукции обязательным требованиям. «Если раньше для этого требовалось иметь в каждом торговом объекте товарно-сопроводительные документы и предъявлять их по первому требованию потребителей или надзорных органов… то теперь всю информацию можно предоставлять в электронной форме»,— сообщает эксперт.

1629327257
Источник: КОММЕРСАНТЪ

маркировка

2390 просмотров

19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ДОИТ
кизельман-март-24
Эводрайв

Мустанг ЖИР
Молочные заводы
СИБИРЬ НЕДЕЛЯ
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы