компоненты

Подробности Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли


Долгосрочные контракты в молочной отрасли могут заключаться на разных условиях, но все они имеют одну и ту же цель – обеспечение стабильных поставок как для производителя, так и для переработчика. Однако из-за изменчивой ситуации в экономике далеко не все молочные компании решаются на их заключение. О том, какие преимущества и недостатки видят эксперт и игроки отрасли в механизме использования долгосрочных контрактов, в материале Milknews.

Для чего нужны долгосрочные контракты

 
Заключение долгосрочных контрактов может стать своего рода гарантией и для производителей, и для переработчиков в молочной отрасли. Как отметил директор аналитического департамента Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Алексей Воронин, перевод на такие условия ценообразования мог бы во многом нивелировать риски в сложившейся высоковолатильной ситуации на рынке. По его словам, обычно участники рынка начинают обращать внимание на возможность заключения долгосрочных контрактов в периоды, когда либо производители, либо переработчики испытывают экономические сложности.

Воронин пояснил, что такие контракты могут заключаться на разных условиях, в том числе с привязкой к уровню инфляции, к ценам на корма, и стоимости пары «сливочное масло – сухое обезжиренное молоко», а также исходя из других факторов.

«Но надо понимать, что входить в длинные контракты и привязываться к каким-то базисам имеет смысл тогда, когда рынок и сырья, и переработки, рынок цен на сырое молоко относительно стабилен», - считает он.
 

По мнению эксперта, при заключении контрактов в непростых ситуациях в дальнейшем может выстроиться некорректное ценообразование, поскольку возникает привязка стоимости к пиковым или, наоборот, минимальным значениям.

При этом Воронин отметил, что серьезные изменения в экономике также могут повлиять на условия исполнения долгосрочных контрактов. «Поэтому важно в контрактах предусматривать условия перевода их на некое ручное регулирование либо пересмотра базы. Понятно, что это должны быть какие-то из ряда вон выходящие события, но, тем не менее, это важно предусмотреть», - подчеркнул эксперт.

Он также сообщил, что согласно произведенным Союзмолоко расчетам, при заключении долгосрочных контрактов на период, начиная с 2012 года, разница в их стоимости от цены спотовых контрактов составляла 12 до 30 копеек за литр молока в зависимости от того, к чему была сделана привязка. 

«Это цена, которую вы платите за спокойствие, риски, за управленческие, предпринимательские решения некорректного влияния на ценообразование внутри компаний. На мой взгляд, даже при текущих ценах на сырое молоко достаточно приемлемая стоимость рисков», - подчеркнул Воронин.

Сторонники долгосрочных контрактов

 
Ряд крупных российских производителей молока придерживается политики заключения долгосрочных контрактов. В частности, как сообщил представитель холдинга «ЭкоНива», компания заключает долгосрочные контракты на поставку сырого молока перерабатывающим предприятиям. Компания не раскрывает точную долю таких контрактов в общем объеме продаж, однако речь идет о десятках процентов.

По мнению «ЭкоНивы», инструмент удобен тем, что помогает выстроить долгосрочное взаимодействие с партнерами и защитить часть производимых объемов сырого молока от волатильности на рынке. 

«Компания получает возможность более эффективно работать с прогнозированием производства и продаж молока-сырья и гибко реагировать на колебания его цены», - добавил представитель «Эконивы».
 

В свою очередь генеральный директор холдинга «Дамате», в состав которого входит крупнейший в Сибири животноводческий комплекс ООО «Тюменские молочные фермы», Андрей Седов отметил, что стратегия работы комплекса по продажам строится исключительно на долгосрочных контрактах, что обеспечивает стабильность сбыта и прозрачную прогнозируемость цены, логистики и ряда других параметров. «В соответствии с ранее подписанным соглашением мы передаем 70% молока-сырья на «Ялутуровский молочный комбинат» (принадлежит компании Health&Nutrition – прим. ред.) для дальнейшей переработки. Оставшийся объем в рамках долгосрочных договоров поставляем постоянным партнерам на территории тюменского и соседних регионов», - заявил он.

Формирование стоимости контракта

 
Как сообщил вице-президент «Милком» Михаил Камышный, доля долгосрочных контрактов с фиксацией стоимости в общем объеме поставок компании составляет не более 10%. При этом у компании существует свой способ договариваться с контрагентами о стоимости контрактов. «Мы договариваемся о базовой цене. Дальше - о диапазоне, внутри которого эти цены не пересматриваем. Это плюс-минус 5%. Затем мониторим цены, и если в течение последующих 4 недель рыночная цена выбивается за этот коридор, то базовая цена корректируется на 50% от этой дельты», - рассказал он.

Камышный пояснил, что вначале между компаниями действует договорная цена, которая может быть даже несколько выше рыночной, а затем они ориентируются на индикативы, которые рассылает Минсельхоз Удмуртской республики и Союзмолоко. «Мы смотрим не на абсолютные цифры, а на динамику», - сообщил он.

По его мнению, такая базовая цена позволяет оставаться продукции «в рынке» даже при существенном изменении стоимости продукции, а также разделить риски между производителями и переработчиками. 

«Самое главное – нам это позволяет избежать ситуации, когда цена на молоко растет быстрее и резче, чем мы можем это транслировать на полку», - подчеркнул Камышный.  
 

Он добавил, что у «Милкома» и его контрагентов действует понятный алгоритм пересмотра цен.

Что думают переработчики?

 
Существуют сторонники заключения долгосрочных контрактов и среди переработчиков молока. По словам директора по закупкам молока и услуг по контрактному производству Health & Nutrition Алексея Давыдова, доля долгосрочных контрактов, которые обычно заключаются сроком на три года, в общем объеме у компании составляет около 20%.

Он пояснил, что обычно такие контракты заключаются на поставку молока со средними и крупными фермами с предсказуемой программой развития и профессиональной командой управленцев. 

«Это удобный инструмент, который помогает иметь предсказуемость для обеих сторон и развивать бизнес. Мы планируем наращивать в соответствии с ростом нашего бизнеса», - считает Давыдов.
 

Иной практики придерживается крупнейший дистрибьютор и производитель натуральных сыров в России – компания «Фудлэнд». «Если под долгосрочными договорами на поставку подразумеваются договора с фиксацией цен на продукцию на сроки от года и более, то в нашей работе такой практики нет и не планируется», - сообщил ее генеральный директор Максим Поляков.

По его словам, это продиктовано очень изменчивой ситуацией на рынке молочных продуктов. Ведь помимо стоимости сырого молока на себестоимость и конечную цену оказывает большое влияние еще целый ряд факторов: проценты по кредитам, фонд оплаты труда, растущие производственные затраты, затраты на упаковку и материалы, логистические расходы и так далее. 

«На мой взгляд, для перехода к долгосрочным контрактам требуется более стабильная и предсказуемая ситуация в экономике в целом, в противном случае компании-продавцы будут либо перезакладывать риски в цену, либо серьезно ошибаться и нести убытки», - считает Поляков.

Он добавил, что в случае, если контракты предполагают изменение тех или иных составляющих цены в зависимости от определенных индикаторов, заключение долгосрочных договоров имеет смысл и позволяет обеим сторонам минимизировать риски.

1730104814

бизнес

26766 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
19 сессии
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
АГРОС январь 25
Молочные заводы
АГРОС январь 25
Молочные заводы