Минфин предлагает ликвидировать в ГТЛК и Росагролизинге систему управления из отраслевых ведомств
Министерство финансов предлагает сосредоточить в руках Росимущества функции акционера от имени РФ в таких акционерных обществах (АО) с госучастием, как "Росагролизинг", Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), Корпорация развития Северного Кавказа и "Курорты Северного Кавказа", свидетельствует проект постановления правительства, опубликованном в пятницу на портале раскрытия информации о готовящихся нормативных актах.
Сейчас Росимущество выполняет эти функции по общему правилу, но в отношении компаний из специального перечня - по согласованию с профильным федеральным органом исполнительной власти. Однако, как указывает Минфин, есть "значительное количество исключений", когда в отношении ряда крупных АО права акционера от имени РФ осуществляют отраслевые федеральные органы исполнительной власти самостоятельно, например, в отношении упомянутых выше компаний.
В результате концентрация управления АО у одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего одновременно права акционера и отраслевого регулятора, способствует возникновению конфликта интересов при принятии решений, которые могут не в полной мере соответствовать принципам и долгосрочным целям деятельности общества, указывает Минфин.
В связи с этим министерство предлагает "пересмотреть действующую систему управления АО, осуществив переход к единой системе управления". Согласно проекту постановления правительства, права акционера-государства в "Росагролизинге" Росимущество будет осуществлять по согласованию с Минсельхозом, по согласованию с Минэкономразвития - в Корпорации развития Северного Кавказа и "Курортах Северного Кавказа", по согласованию с Минвостокразвития - в Корпорации развития Дальнего Востока, а по согласованию с Минтрансом - в ГТЛК.
Действующее исключение Минфин предлагает сохранить для АО, где права акционера-государства осуществляют Минобороны, Управление делами президента, и Минфин в отношении акций, приобретенных за счет средств Фонда национального благосостояния.
ДИРЕКТИВЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫМ" ЧЛЕНАМ СОВДИРОВ
Кроме того, Минфин предлагает "оптимизировать" и сократить перечень вопросов, по которым государство выдает директивы своим представителям в советах директоров АО. Это нужно, чтобы исключить вмешательство федеральных органов власти в операционную деятельность обществ, объясняется в сопроводительных материалах к проекту.
Если предложения министерства будут приняты, то Росимущество - самостоятельно или по согласованию с профильным ведомством - будет спускать в АО директивы по закрытому перечню вопросов. Среди них утверждение повестки дня общего собрания акционеров, размещение дополнительных акций, размеру дивидендов и крупные сделки.
Относительно других вопросов, не вошедших в этот перечень, чиновники смогут давать директивы представителям государства в АО "только в случае поступления запроса председателя совета директоров", говорится в проекте документа.
Необходимость такой реформы разработчики проекта объясняют избытком директивного управления. Сейчас в отношении АО с госучастием действует 49 директив, причем часть из них "просто дублируют и иногда противоречат друг другу, часть - не соответствуют специфике деятельности обществ или прямо противоречат их бизнес-интересам, а система ключевых показателей эффективности (КПЭ) зачастую перегружена директивными требованиями, что снижает ее стимулирующую роль", говорится в пояснительной записке к проекту. Также Минфин отмечает, что на практике директивные указания иногда используются как инструмент квазинормативного регулирования в АО.
ДИРЕКТИВНАЯ ГИЛЬОТИНА
Негативно влияет на работу АО и отсутствие механизма "директивной гильотины", то есть снятия с контроля исполненных или уже утративших актуальность директив. "Как следствие, акционерные общества тратят время и другие ресурсы на выполнение в том числе устаревших директив и отчетность по ним, даже если их исполнение противоречит бизнес-целям акционерного общества (например, ежегодное сокращение операционных затрат на 2-3% в течение нескольких лет без учета инфляции в ущерб безопасности, развитию и пр.)", - говорится в пояснительной записке к проекту.
В связи с этим Минфин предлагает наделить себя правом представлять в правительство предложения об изменении или отмене директив на основе рекомендаций Росимущества.
АПК