Союзмолоко: метаноемкость российского АПК меньше показателей ЕС и США
В связи с принятием ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», МЭР РФ разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев хозяйственной и иной деятельности, используемых для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям». В частности, документ относит производственные процессы «Сбор и хранение навоза и помета, а также использование удобрений в сельском хозяйстве» в качестве критерия отнесения организации к регулируемой.
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) направил в министерство письмо, в котором объясняет, по каким причинам проект в представленной редакции не может быть поддержан. Milknews ознакомился с документом.
Несоответствие международной практике
В рамках Парижского соглашения Россия взяла обязательство снизить выбросы парниковых газов до уровня в 70% от 1990 года к 2030 году. При этом, как отмечают в Союзмолоко, со стороны отечественного сельского хозяйства выбросы парниковых газов в настоящее время уже составляют порядка 46% от уровня 1990 г.
Доля выбросов от сельского хозяйства составляет 5,9%, что существенно ниже, чем в развитых странах (Германия – около 7,6%, Франция – 17%, США – 10%, ЕС в среднем – 10%). Причем тенденций к росту выбросов в сельском хозяйстве не наблюдается. Более того, с 2000 по 2018 год продуктивность молочного животноводства увеличилась вдвое, а значит, углеродоемкость на литр молока снизилась соответственно и без введения новых обязательных требований.
В союзе отмечают, что показатели углеродо- и метаноемкости в сельском хозяйстве России сопоставимы с уровнем развитых стран. Соотношение метаноемкости (единиц метана на единицу ВВП в отрасли) сельского хозяйства России, ЕС и США выглядит как 1 : 1,2 : 1,7, то есть российское сельское хозяйство менее метаноемкое, чем аналогичные отрасли развитых стран.
Таким образом, по мнению Союзмолоко, нельзя говорить о значительном вкладе сельского хозяйства в структуру выбросов парниковых газов в России как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Отсутствие внешнеэкономических рисков
Европейский союз анонсировал введение с 2026 года так называемого «трансграничного углеродного регулирования» (ТУР), создающего внешнеэкономические риски для ряда отраслей отечественной экономики. Разработка развитой системы климатического регулирования в России может послужить средством борьбы с дискриминационной практикой Европейского союза в отношении российского экспорта для заинтересованных отраслей, считают в союзе.
Вместе с тем, отмечают в Союзмолоко, сельское хозяйство как отрасль не входит ни в механизм торговли квотами в Европейском союзе, ни в планы по расширению ТУР. В противном случае ЕС пришлось бы включить собственный аграрный сектор в контур углеродного регулирования. В Европейском союзе, в том числе в крупнейшей экономике ЕС – Германии – обязательные требования в части климатического регулирования для сельскохозяйственных товаропроизводителей отсутствуют. Вместо этого в ЕС предусмотрен механизм оказания государственной поддержки тем фермерам, которые помимо выполнения всех прочих обязательных требований берут на себя повышенные обязательства в части снижения выбросов.
Развивающиеся страны, недавно инициировавшие собственные системы торговли выбросами (например, КНР), также не включают сельское хозяйство в подобные механизмы.
Таким образом, отмечают в Союзмолоко, национальное регулирование в части обязательных климатических требований для сельского хозяйства в России представляется избыточным и с точки зрения преодоления потенциальных внешнеэкономических барьеров.
Угроза сокращения поголовья и роста цен
Союзмолоко предупреждает, что в случае необходимости подавать и верифицировать климатическую отчетность, низкомаржинальная отрасль сельского хозяйства понесет дополнительные расходы, что вкупе с наличием новых обязательных требований (маркировка, РОП) и удорожанием основных компонентов себестоимости может привести к дополнительному росту цен, в том числе на социально значимую продукцию.
Так, по оценкам экспертов Союзмолоко, подготовка полноценного отчета о выбросах парниковых газов с учетом всех факторов и источников выбросов будет стоить порядка 1,1 млн рублей для одного юридического лица.
«При этом проектом постановления предлагается подсчет выбросов путем простого умножения численности поголовья на заданный коэффициент, что должно минимизировать издержки на подготовку отчетности. Однако подобный подход представляется избыточно упрощенным», - считают в союзе.
Подсчет выбросов парниковых газов в молочной отрасли по фиксированному коэффициенту приведет к тому, что при необходимости обеспечить сокращение выбросов единственным способом осуществить подобное сокращение будет исключительно сокращение поголовья, поскольку коэффициент пересчета задан на уровне нормативного правового акта. Не будут учтены иные возможности по сокращению выбросов, например, за счет увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных, улучшенных практик обращения с навозом, рациональное применение удобрений при выращивании кормов и т.п.
При этом верификация отчета о выбросах является, по мнению Союзмолоко, по сути его полной перепроверкой «в поле», и, по данным крупных международных консалтинговых агентств, будет стоить от 1,5 до 3 млн рублей за один отчет, необходимый к подаче и верификации ежегодно.
Таким образом, регулируемые хозяйства (их по оценкам Союзмолоко насчитывается порядка 170 для порога в 150 тыс. т СО2-эквивалента и более 1600 для порога в 50 тыс. т. СО2-эквивалента) понесут дополнительные существенные расходы. При этом совокупная прибыль отрасли на 2020 год оценивается в 30,8 млрд руб., а тенденций к росту прибыли на данный момент не наблюдается.
Как отмечают в союзе, если все регулируемые по предложенным критериям хозяйства будут подавать отчетность и верифицировать ее, то с 2025 года порядка 16% прибыли отрасли будет уходить исключительно на выполнение одного обязательного требования.
Завышенный коэффициент пересчета
Союзмолоко отмечает, что предложенный коэффициент пересчета в 29,81 т СО2-экв./год на голову молочного скота представляется необоснованно завышенным.
Оценки выбросов на голову скота в молочной отрасли в разных источниках различаются. Так, по данным университета Абердина, среднемировой показатель для выбросов метана в молочном животноводстве колеблется в пределах 70-120 кг метана на голову скота в год, что при умножении на 28 (коэффициент пересчета для метана) составляет от 2 до 3,3 т СО2-экв.
Учитывая, что в данном случае показаны лишь выбросы от внутренней ферментации животных, а доля этого компонента в совокупных выбросах парниковых газов от сельского хозяйства (включая и другие отрасли кроме молочного животноводства) в России составляет порядка 35%, можно соответственно увеличить упомянутые выбросы и тем не менее получить показатель не более чем в 10 т. Это почти в три раза ниже, чем предложенный в проекте постановления коэффициент, указывают в Союзмолоко.
Что предлагает союз?
Союзмолоко считает целесообразным исключить виды деятельности, относящиеся к сельскому хозяйству, из проекта постановления, и, при необходимости, предусмотреть альтернативный порядок предоставления первичной информации об источниках выбросов парниковых газов для хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве (информация об объемах навоза, удобрений, кормов и т.п.).
В качестве альтернативы союз предлагает рассмотреть возможность учета выбросов парниковых газов со стороны молочной отрасли путем умножения объемов готовой продукции по отрасли в пересчете на литры молока (имеется в распоряжении Росстата) на научно обоснованный, ежегодно пересматриваемый конверсионный коэффициент. Это позволило бы исключить регуляторную нагрузку на бизнес, при этом давая регулятору возможность полноценного учета вклада отрасли в общий объем выбросов парниковых газов.
«Конверсионный коэффициент предлагается пересматривать при участии профильных ведомств и экспертного сообщества в соответствии с динамикой роста продуктивности животных, имеющимися данными по объемам и составу применяемых кормов, удобрений для выращивания кормовых культур, а также преобладающим способам обращения с навозом и прочим факторам», - говорится в письме Союзмолоко.
АПК