Эконива семена

Минпромторг намерен внести в Госдуму законопроект о поддержке всех форм нестационарной торговли


В июле Минпромторг намерен внести в Госдуму законопроект о поддержке всех форм нестационарной торговли - киосков, павильонов, автомагазинов. Заодно министерство выступает за отмену закона о розничных рынках в его нынешнем виде.

Нестационарной торговле Минпромторг пытается облегчить жизнь с 2014 года. Было разработано несколько проектов изменений. Последним является подготовленный совместно с минэкономразвития и ФАС России проект поправок в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности и в Земельный кодекс. Его-то и предлагается летом представить на обсуждение парламентариев.

Как пояснили "РГ" в Минпромторге, главная цель изменений - дать мелкому и среднему бизнесу спокойно работать. Закон даст гарантии добросовестным предпринимателям - тем, кто регулярно вносит арендные платежи, оплачивает налоги, соблюдает правила к внешнему виду своей палатки или павильону - беспрепятственного продолжения деятельности. Никто уже не сможет по своей прихоти просто взять и снести ларек, приводя в качестве аргументов спорные мотивы из серии, что все равно туда никто не ходит или он мешал проходу пешеходов.

А если действительно возникнет крайняя необходимость передвинуть палатку, местные власти обязаны найти ей другое место. При этом такое, чтобы не "убить" бизнес. Размещение объектов мелкой розницы - самая больная тема отрасли. Поэтому все методики по размещению нестационарной торговли будут проходить обязательное согласование в Минпромторге.

А для того чтобы свести к минимуму всевозможные чиновничьи злоупотребления, предлагается передать основные полномочия по регулированию нестационарной и мобильной торговли на уровень региона. "По действующему сейчас законодательству практически все полномочия по нормативному регулированию сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос во взаимоотношениях чиновников на местах и предпринимателей", - подчеркивают в Минпромторге.

Регионы будут разрабатывать и устанавливать единые правила и процедуры, учитывающие местную специфику, для палаток и павильонов. В частности, утверждать (после согласования в министерстве) методику размещения торговых объектов, порядок определения стартовой цены торгов, предоставления компенсационных мест, а также выдавать свидетельства об осуществлении развозной торговли.

У муниципалитетов останутся некоторые полномочия по мелкой рознице. Так, они будут определять внешний вид объектов, проводить аукционы на их размещение, устанавливать срок договора на размещение палаток (не менее 7 лет), взимать плату, контролировать деятельность ларьков.

Места размещения автомагазинов совместно будут определять региональные и муниципальные власти. Они вправе определять территории, где не допускается мобильная торговля, вправе устанавливать запрет на работу в ночное время и на нахождение автолавок во дворах жилых домов. Также органы местного самоуправления могут устанавливать и взимать плату за осуществление мобильной торговли и повышенные тарифы за пользование платными парковками.

Законопроект предлагает выделить мобильные торговые объекты (в том числе автомагазины, автолавки) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития этого формата, который имеет ряд особенностей и преимуществ - например, возможность оперативного размещения в местах спроса "здесь и сейчас", передвигаясь по любому населенному пункту.

Классические рынки сегодня также нуждаются в серьезных изменениях, считают в министерстве. По данным Росстата, за последние семь лет количество рынков в России сократилось в три раза - с 3497 до 1158, а их доля в обороте розничной торговли упала с 12,4 до 6,6 процента. "В крупных городах уличные базары давно ушли в прошлое, но в регионах по-прежнему торгуют и на площадях, и на улицах, и все это востребовано людьми, - поясняет декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. - Я не приветствую уличную торговлю, все должно быть цивилизовано, с соблюдением санитарных норм, с проверкой качества. Если людям нужны рынки, то нужно их развивать и поддерживать".

По мнению Минпромторга, продавцам на рынках сегодня мешают нормально работать избыточные требования. Есть владельцы рынков, есть управляющие компании, и у всех свои правила. В торговых центрах арендаторы лишь вносят плату и никоим образом не зависят от УК. Серьезная проблема и закрепленный сейчас максимальный срок, на который могут быть предоставлены торговые места на сельхозрынках, - не более трех месяцев. "Это не позволяет мелким торговцам планировать свою предпринимательскую деятельность на длительный срок, устанавливать долговременные деловые связи с производителями", - отмечают в Минпромторге. И предлагают отменить профильный закон о розничных рынках, отнеся регулирование их деятельности к закону о торговле.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, то, что в министерстве готовят серьезные изменения для мелкой розницы, позитивная тенденция. "Реальное снижение цен возможно лишь тогда, когда на отдельно взятой территории будут представлены все формы торговли - и большие магазины, и палатки, торгующие хлебом и молоком, и ярмарки выходного дня, и рынки. Продавцы будут просто вынуждены бороться именно за своего покупателя, привлекая его и доступными ценами, и качеством продукции", - говорит он.

А вот гендиректор Международного института маркетинговых исследований Александр Демидов, напротив, считает, что время рынков и мелкой розницы ушло. "Могут быть какие-то специализированные точки - по продаже меда, например, или каких-то фирменных товаров, но населением сейчас и в будущем будут востребованы дискаунтеры - торговые сети, предлагающие значительные скидки. Рынки и мелкая розница никогда не смогут с ними конкурировать", - уверен он.

Источник: "Российская газета"      

1862 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ОК

Комментарии
extenso
Очистка
Новый имидж 16.03

Господдержка
АгТеч 10.03
Подпишитесь на нашу рассылку
Artem


Аналитический центр Milknews
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта