Текстовая трансляция: III Всероссийский Молочный форум "Вологда - молочная столица России"
Коллеги предлагают сделать петицию от всех фермеров против системы маркировки. А вы бы подписали ее? Напишите нам на info@milknews.ru
Любомир Панов рассказывает, что решение Госкомиссии есть, но никакой нормативки по включению молочки в маркировки нет. Методические рекомендации не приняли. Все модели интеграции влекут за собой многомиллардные издержки.
20 млрд. руб. - это только коды. Это окупится? Усложение идет в процессе логистики. Какая обратная сторона контроля каждой единицы?
Пересорт, возвраты, на складах должны быть электронные системы, это очень дорого. Кроме того, многие формируют заказ на месте. В новой системе уже должны быть все коды.
Сидоров Алексей расскажет сейчас про маркировку ЦРПТ. Система отличается от Меркурия тем, что это физическая прослеживаемость каждой единицы товара с выбытием на кассе. Потребитель может увидеть в приложении всю информацию о товаре. Наносить код можно в типографии, прямым нанесением, этикетированием.
Слушатели беснуются и не дают закончить доклад, миллион вопросов о системе и затратах.
Вопросы: Кто участвует в эксперименте? Это тайна, не рассказывают, говорят, приходите на рабочую группу и узнаете.
Как контролировать весовые продукты? ЦРПТ отвечает, что они сейчас будут прорабатывать бизнес-процесс.
Мороженщики работают в основном с мелкими ларьками, это ИПшники, по барабану все законы, ответственности нет. Это торговля сезонная, много возвратов, перетарок.
Возвраты как оформлять? Пусть фабрика сама делает возвратные ВСД за ларечников, а те пишут заявления в вольной форме на завод, что они дают такое право.
Про успехи мясной отрасли: Власов говорит, что контрафакта в отрасли было 4%, а стало - сотые доли процента. Это заслуга отпугивающего эффекта.
Есть группа в вотсап "Меркурий хэлп". Нет проблем разъяснить и помочь - это не региональном уровне.
Власова спрашивают про плюсы и минусы: в конструкции системы нет ничего, что бы мне хотелось исправить. Основные плюсы - это не защита бизнеса, а защита граждан от предпринимателей. Плюсы будут, он дисциплинирует, приводишь в порядок логистику и балансы.
Мы начинаем секцию по Меркурию и маркировке. Марина Петрова опрашивает участников о том, какие плюсы у Меркурия.
Мы назвали психологическое давление, коллеги говорят о мошенниках и псевдоспециалистах, которые якобы помогают с гашением сертификатов. Не хватает спецов. Те, что есть, не вникают в суть, к сожалению, пользователи не готовы это оценить объективно, они не умеют этого делать.
Власов отвечает: есть интеграционные решения для крупных, заглядывайте на сайт к списку партнеров. По обучению для малых - нужно собраться группой 10 или 25 человек. Сейчас классы свободны, можно приехать. Институт повышения квалификации проводит обучение. РСХН обучает бесплатно, проезд и жилье нужно самим оплатить.
Мы удаляемся на открытие выставки и вернемся с круглым столом о маркировке.
Экспорт - это преждевременная идея. Нужно объединяться с Беларусью и делать это вместе. Нельзя об этом не задумываться, но приоритет - это внутреннее потребление.
Налицо концентрация бизнеса (показывают фото Штефана Дюрра), выход ЭкоНивы в переработку стимулирует производства молока. ЭкоНива сокращает поставку сырья Пепси, Данон, Молвесту, а значит другие игроки наращивают поставки крупнейшим компаниям.
Михаил Мищенко рассказывает о второй системе прослеживаемости - маркировке и о том, кто выиграет от ее введения.
Если убрать молокосодержащие продукты из учета, то эффекта от санкций не было. Сегодня есть излишки на рынке, в Алтае, где много сырного продукта. Они закупают растительные жиры. Декларация борьбы с фальсификатом: Роспотреб не справился со своими обязанностями, в результате появились другие контролеры, которые не заменили, а добавили своего контроля. Непонятно, кто главный контролер в государстве.
Увеличивать нагрузку на производителей молочки бессмысленно. Меркурий ввел допнагрузку. Мне совсем непонятно, зачем контролировать всю цепочку, если можно проверить продукт. Совсем непонятно вводить контроль, если есть налоговая. Они владеют всей информацией, кто что покупает.
Итог Меркурия: можем контролировать госзакупки, нет результатов реальной прослеживаемости, усилилась карательная роль государства. РСХН штрафует не за качество, а за неправильно оформление ВСД. Производить фальсификат проще, а нормальным производителям стало труднее работать. Хорошее - создана база данных.
Выступает Мищаил Мищенко:
Он считает, что импортозамещение не состоялось. 1 млн т пальмового жира, 571 тыс годом ранее. Понятно, что мы не главные потребители пальмового жира, но тем не менее.
Пока не изменим главный закон: молокосодержащих продуктов не должно быть в ТР ТС и должны уйти в 022 ТР ТС о безопасности пищевых продуктов.
Нутелла - сухое молоко, пальма.
Я рад, что Союзмолоко начал эту работу. Борьба с фальсификатом должна быть простой. Здесь не нужны дорогостоящие системы.
Власов утверждает, что за полгода на рынке на 4% уменьшилось количество фальсификата. Это не только заслуга Меркурия, но и союза. Очень мало контрафакта.
Это не останавливающее, но и психологическое воздействие от системы.
СПК Левочский говорит о том, что нам не нужна маркировка, и нужно поддерживать Союзмолоко в его борьбе.
По подсчетам Союзмолоко, контрафакта - нарушений прав собственности - на молочном рынке 0.01%. Фальсификат - 4,5%. Система маркировки не решает никакие проблемы и не отражает состав.Отрасли при этом нужно потратить 45 млрд руб только в первый год при том, что прибыль отрасли составила 35 млрд.
У нас есть серьезные сомнения, что маркировка отвечает требованиям отрасли. Мы в свою очередь пытаемся донести до регулятора, что введение системы нецелесообразным. Прежде чем кто-то понесет убытки, нужно оценить затраты и выгоды. Сегодня эту оценку не проводят.
Сейчас Любомир Панов из Союзмолоко расскажет про маркировку. Одновременно с Меркурием вводится система маркировки. В прошлом году был утвержден перечень товаров. Это одежда, белье, табак, в этому году в этот перечень была добавлена молочная продукция. С 15 июля идет эксперимент. Таким образом в других системах решается проблема контрафакта и прослеживаемости. У нас в отрасли историю движения продукта мы прослеживаем через Меркурий. В системе маркировке предлагается ввести точно такую систему прослеживаемости. Ключевым отличием является то, что заводы будут закупать коды.
Маницкая, РСПМО: рассказывает про историю города Вологда. Итоги 5 лет санкций: 18% инфляция, 17% рост производства сыра. Санкции привели к росту фальсификата и ухудшению качества. Любое падение конкуренции приводит к такому результату. По обеспеченности у нас 84,2% - за счет падения спроса. Сети забирают в 13 раз больше в молочной отрасли, чем дает государство. Предлагается государству регулировать цены на продукты.
Нужно вести аналитику по хозяйству. Голшитины сегодня с лучшими показателями - 9112 кг удой, 26% такого скора в России.
Производство молока - 31,1 млн т в этом году будет. Из-за снижения поголовья недополучаем молока, но и не только.
По господдержке: если в 2013 г было 20,9 млрд руб на повышение продуктивности, а в 2019 г. 11,1 млрд руб.
В Белгородской, Московской, Татарстане, Свердловской, Челябинской, Ленинградской обл., Краснодарском крае - это 100% искусственное осеменение. Остальные по-старинке.
Выступает Галина Фатыховна Сафина из Депживотноводства Минсельхоза России, ее представлять не надо. Надо работать над качеством скота. В 2018 г. снизилось поголовье, динамика сохранится и в этом году, есть несколько дорожных карт. Работа начата, получены результаты.
Доминирует черно-пестрая порода, на втором месте - голштинская. В РФ большое многообразие пород, диапазон продуктивности велик от 500 до 11-12 тыс. - от якутского скота до голштинского. Наша страна выглядит достойно, но нельзя расслабляться, надо работать над продуктивностью.
Удой на корову 7300 в 2018 г. Реализуем молодняк 95 тыс, импортируем - 60 тыс. Наладить собственное воспроизводство стад не получается пока, не можем организовать технологические условия.
Напоминаем, что у Роспотребнадзора есть ресурс, где есть все данные о фальсификации и фальсификаторах. 33 тыс проб исследовали по антибиотикам. 36 препаратов без госрегистрации выявлено.
Рассказывают про выкладку молочной и молокосодержащей. Запущены горячие линии, 40% потребителей спрашивают, как выбирать молочку. Работа по внеплановым проверкам продолжается, до 20 декабря мы должны навести порядок.
Мищенко спрашивает, как работает, по мнению Роспотребнадзора, Россельхознадзор? Все посмеялись. Одно ведомство не комментирует работу другого.
Сейчас выступает Роспотребнадзор. 4 раза сокращен перечень продукции на сертификацию, в 3 сокращены сроки выдачи. Говорят о том, что почти 2 тыс лабораторий у службы.
Слайды показывают очень быстро, там много букв, а спикер быстро читает с бумажки, поэтому просто знайте, что Роспотреб работал.
Михаил Мищенко спрашивает, о чем говорит показатель "количество всд на душу населения". Власов отвечает, что это говорит о том, что это говорит об успешности работы.
Данон включился несколько дней назад и вышел на 1 позицию, ВБД на второе, в топ-10 Барнаульский входит. Все работают успешно, проблем не создали.
Говорит, что вся отрасль готова лучше, чем любая другая, которая входила в ЭВС.
Скоро будут разноцветные сертификаты - зеленые у тех, у кого полная прослеживаемость. Это не в этом году, как и белково-жировой баланс. Говорит, не будем травмировать бизнес - введем через пару месяцев.
Оформление на готовую: в октябре 40 млн всд. В ноябре будет 80 млн всд, после перехода на 4 уровень справочника - 105 млн всд.
Всего переработчиков - 8 тыс, 28 тыс хозсубъектов осуществляют работу с готовой молочкой. 1773 это юрлица, 984 частные предприниматели, 5 тыс - физлица.
Лидер по оформлению - Барнаульский молкомбинат, после противостояния ВБД и Данон заработали, успехи ВБД отмечает.
Выступает Николай Власов. Он показывает, сколько на душу населения оформляется ВСД. Больше всего ест Московская область, Ярославская, Марий Эл.
Очень важный момент - легализация производителей, отсев фантомов, регистирируют и проверяют их в Цербере. Снова смотрим тот слайд с Золотой осени "Что предстоит сделать в близкое время?" - по этому слайду будет отдельный текст.
И премию получает ... ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО Milknews - за лучшее освещение мероприятий молочной отрасли.
Первый номером нашей программы будет вручение наград. Их уже получили "Ферма роста", "Невские сыры", "Рузское молоко" и другие предприятия.
Всем доброго утра! Наше мероприятие уже началось, но пока мы успешли послушать гимн России и приветственные слова от чиновников.
10-30 - 13.00 Пленарная секция "Качественный продукт как условие успешного экспорта"
текстовая трансляция