WSJ: PepsiCo разрывается между пользой и прибылью
Попытка PepsiCo расширить ассортимент полезных и здоровых продуктов, а в не очень полезных сократить уровень соли, сахара и жиров быстро и негативно сказалась на выручке. Газета The Wall Street Journal проанализировала ситуацию.
Когда десять лет назад PepsiCo возглавила Индра Нуйи, она, учитывая все чаще звучавшие заявления потребителей о необходимости здорового питания, пообещала превратить компанию в "гиганта здоровья". Как заявляла тогда госпожа Нуйи, "здоровье и хорошее самочувствие — это тот редкий случай в бизнесе, когда общественное благо совпадает с частными интересами".
Госпожа Нуйи мобилизовала силы PepsiCo на исследования и разработку новых здоровых продуктов. В частности, она отправила специалистов в Исландию для исследования полезных свойств морских водорослей, в Индию для изучения аюрведической медицины, в Африку для получения данных о зерновых культурах, ягодах и других растениях. Бывший глава отдела исследований в Takeda Pharmaceuticals был нанят для решения проблемы снижения уровня сахара, соли и жиров в продуктах.
Компания начала выпускать здоровые завтраки, мюсли, новые соки, ореховые смеси, йогурты и многое другое. Но появившийся было на них спрос быстро прошел. Оказалось, что потребители, хотя и говорят о здоровой пище, но на самом деле чаще хотят чипсов и газировки. И пока PepsiCo вкладывала средства и силы в расширение ассортимента полезных продуктов, реальную прибыль она получала только от того, что больше нравилось потребителям, то есть от чипсов и газировки.
В 2010 году PepsiCo поставила перед собой цель утроить за десятилетие выручку от продажи полезных продуктов — до $30 млрд. Сопряженные со этим издержки привели к тому, что в 2011 и 2012 годах компания вынуждена была делать предупреждения о снижении прибыли. После этого под давлением инвесторов было решено вернуться к продуктам пусть и вредным с точки зрения здоровья, но очень полезным с точки зрения доходов компании.
По данным Euromonitor International, увеличение глобальной доли Lay’s на рынке чипсов всего на одну десятую долю процента приносит компании около $135 млн дополнительных продаж. Компании проще вносить незначительные изменения в состав самых популярных в мире чипсов, чем возиться с дорогостоящими и длительными исследованиями полезных свойств киноа или шпината, а потом вкладывать большие средства в их продвижение на рынке.
Источник: "Коммерсантъ"