В России запустят образовательный эксперимент по открытию ветеринарной интернатуры
С сентября 2024 года в стране стартует образовательный эксперимент по созданию интернатуры для ветеринарных врачей. Постановление о запуске ветеринарной интернатуры подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Образовательный эксперимент пройдет на базе двух вузов: Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина и Донского государственного технического университета (ДГТУ). Для отрасли это долгожданное событие. По мнению опрошенных «Ветеринарией и жизнью» экспертов, специалисты высокой квалификации в ветеринарии – это ценный человеческий капитал, который будет не только оберегать здоровье животных и людей, но и двигать вперед экономику страны.
Эксперимент по запуску ветеринарной интернатуры пройдет с 1 сентября 2024 по 31 августа 2030 года. Интернатура в российском ветеринарном образовании вводится впервые. Сейчас такая форма обучения действует только в медицине, и представители ветеринарной отрасли много лет добивались, чтобы подготовка специалистов высокого уровня велась и в сфере лечения животных. Суть интернатуры в том, что выпускник с высшим ветеринарным образованием после специалитета проходит подготовку по узкому профилю. Например, изучает только патологии лошадей и получает диплом ветеринарного врача – специалиста по болезням лошадей.
Срок обучения в интернатуре составит 2 года. «Образовательный процесс будет строиться по знакомому всем блочному принципу: это учебные дисциплины, практика и итоговая аттестация. Однако отличительной особенностью наших программ ветеринарной интернатуры станет то, что на практику придется более половины всего объема программы», – рассказал «ВиЖ» Сергей Позябин, ректор Московской ветеринарной академии. По его мнению, такой эксперимент – это знаковое событие для отечественной ветеринарии, которое станет толчком для ее дальнейшего развития. «Проект интернатуры – новые возможности и новые задачи для ветеринарного образования, решение которых позволит обеспечить преемственность и суверенитет системы подготовки высококвалифицированных кадров», – считает ректор.
Этот образовательный эксперимент важен для экономики страны, отметил в беседе с «ВиЖ» декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ профессор Алексей Ермаков. «Появление в ветеринарии специалистов высшей квалификации нового уровня будет в первую очередь влиять на развитие экономики Российской Федерации через вклад в человеческий капитал. Именно эти люди будут не только оберегать здоровье животных и человека, но и двигать вперед экономику. Именно эти специалисты должны стоять в критических точках не только сельского хозяйства, но и ветеринарии вообще, ведь ветеринария гораздо шире, чем сельское хозяйство, и в критических точках ветврачи-специалисты должны предотвращать ущерб народному хозяйству», – поделился мнением Алексей Ермаков. Профессор напомнил об убытках, которые наносят отечественному АПК болезни животных. За 2022 год только африканская чума свиней и высокопатогенный грипп птиц причинили российскому животноводству ущерб в 3 млрд рублей.
По мнению Алексея Ермакова, интернатура – это смычка академических знаний и практических навыков. «Мы полагаем, что 50% времени интерны должны проводить в вузе, а 50% – на реально работающих предприятиях. Интерн должен постоянно перемещаться между двумя сущностями – академической и производственной», – говорит собеседник «ВиЖ».
Кроме того, профессор Ермаков считает, что интернам будет полезно совмещать учебу и работу, чтобы быстрее адаптироваться к корпоративной культуре предприятий. А выпускная квалификационная работа должна быть не для галочки, а иметь практическое применение. «Поэтому в ДГТУ мы решили, что в виде выпускной квалификационной работы каждый интерн должен будет предложить на обсуждение профессионалам новый лечебно-диагностический протокол», – рассказал Алексей Ермаков.
В Минобрнауки России разработали перечень специальностей для ветеринарной интернатуры. Этот список включает 33 специальности: 10 – по общеклинической ветеринарии, 5 – по болезням сельхозживотных, 10 – по внутренним болезням животных и 8 – по ветеринарной хирургии.
Так, по специальности «общеклиническая ветеринария» планируется внедрение следующих образовательных программ:
– ветеринарная фармация;
– ветеринарная патология;
– судебная ветеринария;
– лабораторная диагностика;
– визуальная диагностика;
– эпизоотология;
– зоологическая медицина;
– управление ветеринарией;
– ветеринарная биоинженерия;
– ветеринарная биотехнология.
По специальности «болезни сельскохозяйственных животных» интерны могут выбрать образовательные программы по патологиям жвачных, свиней, лошадей, птиц или рыб. «Время эксперимента покажет, на какие специальности будет высокий конкурс, на какие – низкий. Тем не менее мы считаем, что эти специальности закрывают практически все поля обширной деятельности ветеринарного врача – от лабораторной диагностики до клинической работы», – говорит профессор Ермаков. Он отмечает, что подготовка интерна невозможна без участия ветклиник, агрохолдингов и ветеринарных лабораторий. «Одно из достоинств интернатуры в том, что образовательные учреждения будут сотрудничать с реально работающими клиниками и лабораториями, и возникнет синергетический эффект, когда вузы будут усиливать практику своими компетенциями, а практика будет давать вузу свои компетенции. Это очень важно, потому что в настоящее время вузы существуют как бы в одном мире, а практика – в другом», – прокомментировал декан.
Сергей Позябин рассказывает, что ветакадемия планирует направлять интернов во время обучения «на самые передовые базы практики, это касается как ветеринарных лечебных учреждений мегаполиса, так и самых современных предприятий АПК». Кроме того, по ряду программ планируется привлечение представителей из структур Россельхознадзора и государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, ветеринарной биофармацевтической индустрии, зоопарков и органов государственной власти. По словам ректора, специалисты-практики станут наставниками интернов вместе с преподавателями кафедр академии. «По каждой из специализаций мы будем привлекать специалистов не только к работе в рамках практики, но и к чтению проблемных лекций», – добавил Сергей Позябин.
АПК