Региональные аграрии отметили рост расходов на дизельное топливо на 4%
Цены на бензин и дизельное топливо в Удмуртии продолжают расти. Подорожание уже заметили сельхозпроизводители. Министерство сельского хозяйства республики не исключает, что последует примеру регионов, которые обратились в правительство за финансовой поддержкой. Однако эксперты сомневаются, что регионам пойдут на встречу.
В Удмуртии средние цены на дизельное топливо и бензин всех марок показали недельный рост. Как сообщает Удмуртстат, цены на бензин марки АИ-98 выросли на 6% до 52,99 руб. за литр, АИ-92 подорожал на 1,9%, составив 41,19 руб., стоимость АИ-95 достигла отметки в 44,38 руб., показав рост в 1,8%, дизельное топливо выросло на 1,7% до 44,51 руб.
Аналитики связывают рост цен с ситуацией на нефтяном рынке и повышением акцизов. «Большой налоговый маневр в нефтяной отрасли, который закончился в 2017 году, негативно сказался на марже отечественной нефтепереработки, так как привел к росту закупочных цен на нефть», — сообщил “Ъ-Удмуртия”ведущий аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян. Вместо того, чтобы снижать акцизы на нефтепродукты на внутреннем рынке правительство страны их повышало. «Рентабельность переработки на внутреннем рынке стала ниже, чем на экспортном, в виду невозможности переложить издержки в полном объеме на потребителя по социально-политическим причинам», — добавил Филипп Мурадян. Ситуация, по словам эксперта, усугубилась с ростом цен на нефть на мировом рынке.
По данным «ФинЭкспертизы», в среднем цена на топливо в стране поднялась за пять месяцев 2018 года на 10% по отношению к концу 2017 года.
В этих условиях правительство Ставрополья планирует обратиться в правительство России за поддержкой в виде возврата части затрат на ГСМ из средств федерального бюджета. По словам губернатора края Владимира Владимирова, сельскохозяйственные предприятия оказались в «непростой ситуации».
«Мы наблюдаем повышение расходов на дизтопливо минимум на 4%. Это непосильное бремя, при котором сельское хозяйство не может выжить без госсподдержки. У нас расходов на литр молока 3-6 руб. На время посевной, как только повысились цены на дизтопливо, пришлось сокращать объемы обрабатываемых площадей. Часть техники, особенно на севере Удмуртии, не выводилась на поля», — прокомментировал “Ъ-Удмуртия” председатель кооператива «Фермеры Удмуртии» Петр Бобров. Аграрий задается вопросом, как при ситуации в региональной отрасли конкурировать с Краснодарским краем и Татарстаном. «Цены на продукцию мы не можем поднять, поскольку не являемся продавцами. Нам реализовать сельхозпродукты без посредников невозможно. Возьмут ли наш товар, решают торговые сети»,— добавил Петр Бобров. Собеседник прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации в отрасли.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин сомневается, что аграриям возместят часть расходов на ГСМ из бюджета. «Аграриям имеет смысл предоставить кредитование по избежание кассовых разрывов до момента сбора урожая»,— пояснил господин Нигматуллин. Рост цен на ГСМ, по мнению эксперта, наиболее влияет на авиаперевозки и автоперевозки — отрасли с высокой долей топлива в структуре себестоимости.25% расходов авиакомпаний приходится на топливо.
Однако в местном авиаперевозчике «Ижавиа» заверили “Ъ-Удмуртия” об отсутствии планов по повышению стоимости билетов на авиарейсы. «Билеты продаем на текущие рейсы уже с апреля, большая часть реализован. У нас нет прямой зависимости от цены на ГСМ»,— сообщили в пресс-службе «Ижавиа». Эксперт компании «ФинЭкспертиза» Игорь Шестаков прогнозирует рост стоимости сельскохозяйственной продукции. По словам Дмитрия Шиманова из MAR Consult, примерно 20% затрат фермеров приходится на ГСМ, а значит, увеличение стоимости дизельного топливо напрямую скажется на стоимости конечных продуктов.
«Но дело не заканчивается на фермере. Урожай нужно перевезти на склад, оттуда на перерабатывающее предприятие, далее к дистрибьютеру и потом на полку магазина. Во всех этих действиях вовлечен транспорт, эксплуатация которого с весны этого года выросла также на 20%»,— пояснил господин Шиманов. Основной риск от роста цен на топливо — резкий прирост инфляции. Если инфляция, по словам эксперта, будет выше 5-6%, то ее влияние на экономику перестанет быть положительным. «Денежной массы станет не хватать, а ее увеличение ухудшит все макроэкономические показатели», — добавил Дмитрий Шиманов.
Аналитик MAR Consult считает, что синхронное увеличение цен на бензин по всей стране вызывает серьезное подозрение о наличие ценового сговора. По мнению эксперта, ситуацией должен заинтересоваться ФАС.
Источник: "Коммерсантъ"