Обзор FMCG-рынок России в первом полугодии 2025 года по версии «Нильсен»

Объем продаж товаров повседневного спроса в России в первом полугодии 2025 года вырос на 15,8%, сообщили аналитики компании «Нильсен». Наибольшая доля на этом рынке (24,2%) принадлежит молочной продукции. Рост продаж в этой категории составил 21,5% в денежном выражении и 2,2% в упаковках. О том, какие еще тенденции на FMCG-рынке увидели аналитики, читайте в новом материале Milknews.
За счет чего происходит рост?
Аналитическая компания «Нильсен» представила исследование рынка товаров повседневного спроса за январь-июль 2025 года, согласно которому продажи товаров этой категории выросли на 15,8%. По данным аналитиков, 13,5% из этого роста обеспечено инфляцией, а лишь 2,4% - реальным увеличением спроса. Для сравнения год назад эти цифры составляли 8,7% против 7,5%. В ходе исследования были проанализированы продажи 150 розничных сетей по всей России, а также представлены цифры аудита онлайн-торговли FMCG по методологии «Нильсен», исключающей дублирование продаж. При этом не учитывались продажи товаров для детей.
Источник: «Нильсен»
Значимость инфляции как фактора роста продаж увеличивается именно во втором квартале 2025 года. Так, если в январе вклад инфляции в рост рынка составлял 7,2% против 3,4% вклада реального спроса, то в мае 2025 года соотношение изменилось до 13,9% и 1,6% соответственно.
Категориями-драйверами роста рынка выступили сырое мясо, корм для кошек и газированные безалкогольные напитки. Категориями-драйверами снижения рынка стали шоколадные плитки, масло сливочное и маргарин и чипсы.
Где произошел основной рост?
По данным экспертов, продажи товаров повседневного спроса сильнее всего выросли на Юге России, увеличившись на 19,2% в деньгах и на 5,9% в упаковках. Второе место среди регионов по росту продаж заняли Сибирь и Дальний Восток с показателями 18,8% и 5,4% соответственно. На третьем месте расположился Урал (16,1% и 3,4%), почти такие же показатели у Волги (16% и 2,9%). Далее в рейтинге расположился Северо-Запад (15,1% и 1,9%), его замыкает Центральный регион (14,7% и 2,3%).
Источник: «Нильсен»
Как сообщили в «Нильсен», продажи FMCG онлайн выросли на 30,5%, значительно опережая омниканальный рынок. Лидерами роста в офлайне стали хард-дискаунтеры. Этот канал показал рост на 31,3% в денежном выражении и на 50,3% в упаковках. По данным экспертов, традиционные форматы торговли стагнируют. Так, продажи в гипермаркетах в первом полугодии выросли на 8,7% в деньгах, но снизились на 3,2% в упаковках. Супермаркеты показали рост на 8,1% в деньгах и снижение на 4,9% в упаковках, в минимаркетах эти показатели составили 8,8% и 4,7% соответственно. Софт-дискаунтерам удалось нарастить продажи на 13,4% в денежном выражении и на 1,1% в упаковках.
Источник: «Нильсен»
Согласно данным, полученным в ходе исследования, наибольшая доля на рынке FMCG принадлежит молочной продукции, на которую приходится 24,2% от общего объема сегмента. За первое полугодие 2025 года она продемонстрировала рост на 21,5% в денежном выражении и на 2,2% в упаковках. На втором месте расположилось мясо и продукты из него с долей в 17,6%. Продажи этой категории товаров увеличились на 10,4% в деньгах и на 4,4% в упаковках. Третье место заняли кондитерские изделия с долей 11,3% и ростом продаж в 18,6% в деньгах и в 2,3% в упаковках.
Значительную долю в структуре продаж также занимают прохладительные напитки (11,2%) с ростом в 18,1% и 5,3% соответственно, горячие напитки (доля – 5,3%, прирост на 21,5% и 3,6%), товары для животных (доля – 5%, прирост – на 15,1% и 5,9%), соусы и масла (доля – 4,2%, прирост на 14,5% и 4,2%), снеки (доля – 3,7%, прирост на 14,5% в деньгах и снижение на 0,9% в упаковках) и детское питание (доля – 3,1%, прирост на 11,6% и 3,2%).
Эксперты также сообщили о том, что из-за прохладной погоды в мае-июне 2025 года совокупные продажи сезонных категорий в эти месяцы сократились на 3% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в отдельных группах снижение еще заметнее: например, квасе (–15%), мороженом (–7%) и питьевой воде (–5%).
Источник: «Нильсен»
Частные марки
Исследование показало, что в первом полугодии 2025 года доля собственных марок ритейлеров превысила рекордные 15% от оборота продаж на омниканальном рынке FMCG. В том числе в продовольственном сегменте этот показатель достиг 15,3% против 14,6% годом ранее. При этом динамика продаж СТМ в этом сегменте составляла 22,1% (20,2% в прошлом году), в то время, как бренды без СТМ показывали динамику в 15,7% (16,6% в прошлом году). В непродовольственном сегменте доля СТМ в январе-июне 2025 года составляла 13,6% против 13,3% за аналогичный период прошлого года. Динамика продаж СТМ в этом секторе составила 11,1% (против 15,6% годом ранее), а бренды без СТМ росли лишь на 8,5% (8,3% годом ранее).
Как и годом ранее, молочная отрасль в этом сегменте снова продемонстрировала превосходство, заняв второе место в структуре продаж с долей в 26,3% и уступив только мясу и продуктам из мяса с долей в 27,4%. При этом в денежном выражении рост продаж в молочном сегменте достиг 29,9%, а в мясном - 17,9%. Среди других лидеров рынка СТМ эксперты «Нильсен» отмечают прохладительные напитки (доля 8,8%, прирост на 28,2%), кондитерские изделия (доля 5,7%, прирост на 9,8%), консервированные овощи (доля 5,5%, прирост на 15,8%), соусы и масла (доля 3,8%, прирост на 19,7%), кулинария и специи (доля 3,3%, прирост на 13,8%), снеки (доля 3,3%, прирост на 8,9%), средства личной гигиены (доля 3%, прирост на 11,1%), товары для ухода за детьми (доля 3%, прирост на 11,1%).
По данным аналитиков среди продовольственных товаров наибольший вклад в рост FMCG-рынка в сегменте частных марок внесли сырое мясо, твердые сыры, пастеризованное молоко, упакованные колбасные изделия, фруктовые соки. Самую значительную роль в сегменте непродовольственных товаров внесли туалетная бумага, подгузники для детей, бумажные кухонные полотенца, влажные салфетки для детей, персональные средства гигиены.
Источник: «Нильсен»
Онлайн-рынок FMCG
Другая картина складывается в онлайн-сегменте рынка товаров повседневного спроса. По данным «Нильсен», в первом полугодии 2025 года эта отрасль показала рост на 30,5% против 42,6% за аналогичный период 2024 года. При этом соотношение реального спроса и инфляции в этом году составили 18,3% к 12,1%. В прошлом году эти показатели достигали 40,6% и 2% соответственно.
Источник: «Нильсен»
Лидером по росту продаж в онлайн-сегменте FMCG рынка среди российских регионов выступает Урал, показавший рост на 37,3% в денежном выражении и на 31,1% в натуральном выражении. Второе место занял Юг (34,7% в деньгах и 22,5% в упаковках), третье – Сибирь и Дальний Восток (34,5% и 20,8% соответственно). На Волге прирост составил 30,3% в деньгах и 24,8% в упаковках, на Северо-Западе – 30% и 20,5% соответственно, в Центральном регионе – 28% и 22,4%. В Москве, по данным аналитиков, рост составил 31% и 22,1% соответственно, в Московской области – 19,6% и 15,2%, в Санкт-Петербурге – 27,2% и 12,3%. Как и в случае с оффлайн-ритейлом, вклад инфляции к концу полугодия увеличился. Если в феврале 2025 года вклад инфляции составлял лишь 3% против 45,3% вклада реального спроса, то к июню соотношение этих показателей изменилось до 9,5% и 19%.
Источник: «Нильсен»
Аналитики поясняют, что во всех группах товаров в онлайн-сегменте продолжается рост. В частности, доля онлайн-канала в структуре продаж непродовольственных FMCG-товаров по итогам первого полугодия 2025 года достигла 30,7%, продемонстрировав рост на 3,9 п.п.
Наибольшую долю в структуре продаж в этом секторе занимает молочная продукция, доля которой достигает 15,6%. Продажи этой категории товаров в первом полугодии 2025 года показали увеличение на 47,8% в деньгах и на 28,3% в упаковках. Второе место в структуре онлайн-продаж занимают товары для животных (13,9%, рост на 18,7% и 15,6% соответственно), третье – мясо и продукты из него (доля 12,6%, рост на 34,2% и 32,3% соответственно). Среди других товаров-лидеров рынка эксперты отмечают горячие напитки (доля 6,8%, прирост на 31% и 10,9%), прохладительные напитки (доля 6,4%, прирост на 35,2% и 21,4%), детское питание (доля 6,2%, прирост на 16,7% и 14,6%), кондитерские изделия (доля 5,8%, прирост на 43,3% и 20,3%), товары для ухода за детьми (доля 5,4%, прирост на 1,5% и 6,7%), средства для стирки (доля 4,2%, прирост на 28,5% и 29%), средства для ухода за волосами (доля 4,1%, прирост на 39,8% и 32,9%), средства для уборки (доля 3,5%, прирост на 30,1% и 29,4%).
Источник: «Нильсен»
Наибольшую долю онлайн-продаж на омниканальном рынке FMCG в денежном выражении продемонстрировали товары для детей (48,5% против 47,3% годом ранее), средства для ухода за волосами (41,9% против 34,6% годом ранее), товары для животных (32,8% против 31,8%), средства для стирки (32% против 26,8%), средства для уборки (29,9% против 25,7%), средства для бритья (29,9% против 25,3%), средства для ухода за телом (26,9% против 21,9%), детское питание (23,4% против 22,4%), средства по уходу за полостью рта (22,6% против 18,1%), средства личной гигиены (15,4% против 12,7%).
СТМ на онлайн-рынке FMCG
Как сообщили в «Нильсен», доля продаж частных марок на онлайн-рынке FMCG приближается к 10%. Причем в группе продовольствия этот показатель достиг 11,2% против 10,2% по итогам первого полугодия 2024 года. Динамика продаже СТМ в этом сегменте за первое полугодие 2025 года составила 45,8% против 68,1% годом ранее. Для сравнения, динамика продаж брендов без СТМ в первом полугодии 2025 года в продовольственном сегменте составила 31% против 44,9% в прошлом году.
В непродовольственном сегменте доля СТМ за этот период выросла с 7,5% до 7,8%. Динамика продаж брендов с СТМ снизилась с 37,5% до 29,1%, продажи брендов без СТМ упали с 30,4% до 24%.
Источник: «Нильсен»
В структуре онлайн-продаж молочные продукты, как и год назад, оказались на втором месте, заняв долю рынка в размере 22,2% и показав рост на 59,6%. Первое место вновь заняло мясо и продукты из него с долей рынка в 27,5% и ростом продаж в размере 30,9%. Третье место досталось товарам для ухода за детьми (доля 12,7%, прирост на 23,9%). Далее со значительным отрывом следуют прохладительные напитки (доля 7%, прирост на 68,7%), консервированные овощи (доля 5,2%, прирост на 51,8%), замороженные продукты (доля 4,1%, прирост на 48,4%), кондитерские изделия (доля 3,4%, прирост на 34,3%), соусы и масла (доля 3%, прирост на 29,8%), кулинария и специи (доля 2,9%, прирост на 41,5%).
Источник: «Нильсен»
В топ-5 категорий СТМ по наибольшему вкладу в рост продаж продовольствия вошли сырое мясо, твердые сыры, упакованные колбасные изделия, вод, замороженные овощи и фрукты. Среди непродовольственных товаров наибольшее влияние на рост продаж оказали подгузники для детей, туалетная бумага, бумажные кухонные полотенца, влажные салфетки для детей, персональные средства гигиены.
продовольствие
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
