компоненты

Российские машиностроители предложили правительству перейти к массированной поддержке сектора


На фоне резкого падения спроса на сельхозтехнику российские машиностроители, входящие в «Росспецмаш», предложили правительству перейти к массированной поддержке сектора. Заводы просят не только, как обычно, о новых субсидиях, но и о беспрецедентной перестройке экономики страны в интересах машиностроения, в ущерб бюджету и сырьевым секторам. Несмотря на утопический размах требований, эксперты не считают их очевидно бессмысленными.

Ассоциация «Росспецмаш» (включает 187 производителей сельхозтехники, строительной и иной спецтехники) 13 июня направила в правительство предложения по поддержке сектора (“Ъ” ознакомился с документом). Перечень идей «Росспецмаша» обширен, он включает и точечные льготы, и макроэкономические реформы — пересмотр денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики РФ. Так, в перечень KPI ЦБ предложено внести «рост выпуска продукции обрабатывающих секторов» и «создание высококвалифицированных рабочих мест». «Росспецмаш» также настаивает на «плавном ослаблении рубля», налоговых льготах для удешевления энергоносителей, транспорта и сырья. Из уже известных идей упоминается отмена НДС на бюджетные субсидии. Этого же, по данным “Ъ”, хотят и в автопроме. В Минфине ситуацию не комментируют.

Кроме того, машиностроители предлагают «снижение экономической привлекательности экспорта необработанного сырья и металлов». В «Росспецмаше» уверяют, что речь идет о госстимулировании металлургов к поставкам продукции на внутренний рынок. Но де-факто формулировка значит повышение или введение экспортных пошлин. В «Росспецмаше» считают, что «нацеленность на снижение пошлин и повышение внутренних налогов приводит к росту цен для российских потребителей». При этом и сталевары РФ, и «Русал» (единственный производитель алюминия) активно экспортируют продукцию, поскольку спрос в стране ниже предложения.

По данным «Русской стали», в 2017 году потребление проката в РФ составило 40,8 млн тонн (с учетом 6,2 млн тонн импорта), экспорт — 29,7 млн тонн. Из продаж «Русала» в 2017 году в размере 3,9 млн тонн на РФ пришлось около 20%. В «Русале» отказались от комментариев, в Алюминиевой ассоциации заявили, что ввод пошлин без дотаций или инвестиций в переработку негативно скажется на экономике. Потребление стали в РФ — около 50% мощностей, и при таком балансе ограничения на экспорт выглядят как «назло бабушке отморозить уши», говорят в «Русской стали», предлагая машиностроителям увеличить спрос на металл.

Также машиностроители выступают за отмену налогового маневра в нефтяной отрасли, считая, что он «выравнивает цены» в РФ и на экспортном рынке.
Одновременно лоббисты хотят усилить защиту от импорта, повысив ввозные пошлины на спецтехнику до максимально позволенного в ВТО уровня, ввести утильсбор для стационарного оборудования, прицепной и навесной техники и ввести НДС для импорта. Предложено запретить регионам субсидировать закупки импортной техники и «усовершенствовать» процедуру выдачи заключений о наличии производства в РФ. Речь, видимо, идет об ужесточении требований постановления №719, которое позволяет зарубежным концернам с заводами в РФ получать господдержку. По данным “Ъ”, изменения в постановление готовит Минпромторг (там ситуацию не комментируют). Ассоциация также настаивает на большем финансировании продвижения продукции за рубежом и росте поддержки экспорта с 12–14% до 25–30% стоимости.

Для гарантии спроса в РФ «Росспецмаш» предлагает стабилизировать цены на сельхозпродукцию. Как писал “Ъ” 1 июня, в первом квартале рынок сельхозмашиностроения впервые за шесть лет упал на 19%, до 32,3 млрд руб., и это связывали с низкими ценами на зерно. Другая идея по стабилизации спроса — обязать госучреждения закупать только российские продукты и перейти на госзакупки только российской техники. Как пояснили в «Росспецмаше», примеры строительства трубопроводов, дорог, проекты для Олимпиады и чемпионата мира по футболу показали, что подрядчики находят способы покупать импортную технику. Также «Росспецмаш» предлагает субсидии на скидки потребителям дорожно-строительной и коммунальной техники, повысить льготы по лизинговым платежам тем, кто утилизировал прицепную технику старше 15 лет и покупает новую, компенсировать часть затрат на разработку и выпуск новой продукции. При этом нужно сохранить субсидии на спецтехнику еще минимум на пять лет.

Хотя масштаб задуманных перемен в пользу машиностроителей выглядит утопическим, Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет идеи «в основном правильными». В то же время эксперт считает некорректным KPI для ЦБ в областях, на которые у регулятора нет влияния, а политику по сырью предлагает иную: «Целесообразнее диверсифицированный возврат НДС: например, с продукции низких переделов он не возвращается, что повысит инвестпривлекательность переработки в стране».
 
Источник: "Коммерсантъ"

1528959531

1846 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен