РБК: ООО «Толмачевское» назвали источником неприятного запаха в аэропорту Толмачево
В начале сентября руководитель НРОО «Сибирский правовой центр защиты прав потребителей» Евгений Митрофанов опубликовал в своем аккаунте в Facebook информацию об вероятном источнике неприятного запаха в районе Толмачево. По словам общественника, неподалеку от новосибирского аэропорта расположены коровники «эпического размера». При этом, по словам Митрофанова, строения якобы «не встали на учет, поэтому контролирующие органы их не видят». К своей публикации общественник приложил скриншот из сервиса Google Maps, на котором видны строения и три круглых резервуара. И.о. руководителя Сибирского управления Росприроднадзора Игорь Шереметьев рассказал РБК Новосибирск, что объекты, информацию о которых опубликовал Митрофанов, используются ООО «Толмачевское» (агрохолдинг «Толмачево»).
«Это животноводческий комплекс по содержанию крупного рогатого скота и производству сырого молока расположен вблизи новосибирского аэропорта, но на расстоянии 5 км», — добавил руководитель регионального управления Россельхознадзора Александр Баев (Митрофанов в публикации указал расстояние в 1,5 км). Замглавы администрации Новосибирского района Федор Каравайцев в ответе в редакцию констатировал, что все объекты комплекса построены в соответствии с проектной документацией и обеспечением необходимых требований.
При этом замглавы отметил, что все объекты капстроительства, расположенные рядом со взлетно-посадочной полосой, проходят согласование с аэропортом Толмачево на строительство и размещение, согласно их назначению. Сведения о животноводческом комплексе были переданы в местное управление Роспотребнадзора для установления границ санитарно-защитной зоны.
Представители ООО «Толмачевское» сообщили РБК Новосибирск, что животноводческий комплекс ввели в эксплуатацию 2019 году, маточное поголовье крупного рогатого скота — 740 голов, что меньше озвученной Митрофановым цифры в 25 тыс. голов.
Три резервуара предназначены для гомогенизации, карантинирования и хранения навоза перед внесением его в почву в качестве удобрения, согласно разработанного и утвержденного ранее проекта.
«Регулярно проводится инструментальный контроль атмосферного воздуха на содержание загрязняющих веществ на границах санитарно-защитной зоны, утверждённой и зарегистрированной в установленном законом порядке при утверждении проекта», — говорится в ответе ООО «Толмачевское». По последним замерам, концентрация вредных веществ не превышает допустимую.
В ответах администрации Новосибирского района, а также территориальных управлений профильных ведомств, запрошенных редакцией, указано, что официальные обращения по факту неприятного запаха с территории животноводческого комплекса ООО «Толмачевское» к ним не поступали.
В июне прошлого года председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова сообщала, что за последние три года в мэрию поступило более сотни письменных жалоб новосибирцев на неприятный запах в городе. В апреле И.о. министра экологии и природных ресурсов Алексей Севастьянов констатировал, что в региональное Минприроды за 2020 год на неприятные запахи в Новосибирске поступило более 60 жалоб.
В пресс-службе Толмачево констатировали, что ранее вокруг аэропорта было выявлено несколько источников неприятного запаха. Одним из возможных источников также назывались объекты, расположенные на территории Криводанского сельсовета в 7,83 км от контрольной точки аэропорта: там якобы также есть резервуары, заполненные жидким навозом.
Представители агрохолдинга «Сибагро» сообщили РБК Новосибирск, что на площадке в Криводановке нет и никогда не было резервуаров для хранения удобрений из жидкой фракции навоза. «Предприятие не производит жидких удобрений, не хранит и не перерабатывает жидкую фракцию навоза», — рассказали на предприятии.
Представители «Сибагро» подчеркнули, что ранее прокуратура не установила связи между появлением неприятного запаха и деятельностью Кудряшовского мясокомбината. Отборы проб воздуха и почвы на территории предприятия и на границах санитарно-защитной зоны проходят без нарушений.
И.о. министра экологии и природных ресурсов Алексей Севастьянов объянял, что в настоящее время действующими законами перечень дурнопахнущих веществ, нормирование выброса таких веществ, а также ответственность за их выброс не установлены. Таким образом, с точки зрения охраны окружающей среды, непосредственно запах не является видом негативного воздействия.
Ранее Светлана Гаранина, представитель регионального управления Россельхознадзора, разъясняла, что по действующему законодательству запахи не нормируются и методик по определению приятности и неприятности запаха не существует.
По мнению депутата новосибирского горсовета от партии «Зеленые» Игоря Украинцева, такое отсутствие нормативной базы в российском законодательстве является препоной для решения сложившейся ситуации. «Запахи не регулируются законом. Нормативов нет, и надзорные органы штрафуют предприятия только при превышении ПДК в выбросах», — сказал парламентарий.
Украинцев считает, что разработкой нормативно-правовой базы должны заняться депутаты разных уровней: и федерального, и регионального. «Раньше единственным прибором, способным различать запахи, были наши носы. Сегодня уже существует оборудование, показатели которого должны стать основой для разработки нормативно-правовой базы», — подытожил депутат.
Весной в Минприроды Новосибирской области сообщали, что для решения проблемы власти заключили контракт с институтом органической химии СО РАН для проведения химико-аналитических исследований и идентификации веществ, в том числе в атмосферном воздухе на территориях, прилегающих к производственным объектам расположенных в окрестностях Новосибирска. РБК Новосибирск направил запрос ученым. НИОХ СО РАН не предоставил комментарии по данному вопросу в связи с тем, что исследовательская работа продолжается до сих пор.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, представляющий, в том числе, Новосибирский район, Глеб Поповцев рекомендовал с осторожностью рассматривать возможность создания нормативных актов по «пахучим» ситуациям.
«Несколько лет назад был в Германии и на немецких агрокомплексах, тоже присутствуют запахи, — говорит Поповцев. — Там много частных свинокомплексов в 500-600 голов. Но там никто не делает из этого трагедии, хотя в Германии экологические стандарты куда более жесткие. Мы можем своими действиями угробить работу многих предприятий, которые обеспечивают продовольственную безопасность, кормят людей и дают им работу. Нельзя рубить сук, на котором сидим», — сказал депутат.
АПК