Анна Виноградова, «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Самое важное, что можно дать детям-сиротам – индивидуальное осмысленное длительное общение
В чем главные проблемы корпоративной благотворительности, как правильно помогать деньгами и делами, почему разовые приезды в детские дома с подарками вредны, а также зачем говорить с окружающими о добрых делах, Milknews рассказала вице-президент благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Анна Виноградова. Интервью выходит в рамках нашего социального проекта «Как помогать правильно».
Milknews: Как вы считаете, в чем сегодня заключается ключевая проблема корпоративной благотворительности в России?
А. Виноградова: Мне кажется, что несмотря на непростые условия последних лет, корпоративная благотворительность в России продолжает развиваться. Да, ушли многие западные компании, которые в силу происхождения исходно задавали тон, но сейчас и российский бизнес уже активно развивает это направление, выбирая ESG-политику. Можно говорить о том, что корпоративная социальная ответственность - это модно в самом хорошем смысле этого слова.
С точки зрения НКО я думаю, что основная проблема корпоративной благотворительности заключается в самом словосочетании: бизнес и благотворительность. Очевидно, что эти две сферы в принципе имеют совершенно разные цели своего существования, поэтому так непросто выстроить диалог между НКО и бизнесом. Зачастую эффективность корпоративной благотворительности оценивается не только социальным эффектом, но и PR-эффектом. Это совершенно понятно и естественно, но очень сложно сочетаемо с целями и задачами НКО, Особенно когда речь идет не о каком-то ярком событии, а о системной, долгосрочной, далеко не всегда «красивой и яркой», но очень важной работе.
Поэтому часто и получается, что бизнес поддерживает какие-то красочные яркие мероприятия, а вот на поддержку системной работы готовы далеко не все.
Milknews: Какие наиболее эффективные и экологичные способы помощи для компаний сегодня существуют?
А. Виноградова: Способов помогать – огромное количество, и здесь все зависит от того объема ресурсов (в том числе и времени), которыми обладает компания. Мы, как НКО, очень стараемся предложить компаниям разные варианты.
Естественно, в первую очередь нам очень нужна финансовая поддержка. Мы существуем исключительно на пожертвования от частных лиц и юридических компаний, плюс постоянно участвуем в грантовых конкурсах. Очевидно, что при таком способе существования самое важное для нас - это хотя бы минимальная стабильность. Как и в случаях с частными жертвователями, которых мы призываем подписаться на реккурентные платежи, так и с компаниями: мы очень ценим какую-то регулярную поддержки. Пусть не очень большую, но ту, на которую мы можем рассчитывать.
Для того, чтобы привлекать больше пожертвований от компаний мы стараемся придумывать новые интересные способы. Например, недавно у нас стартовал Добрый трекер – это возможность для компании поддержать здоровый образ жизни сотрудников и сделать доброе дело. Суть в том, что компания делает пожертвование в наш фонд только после того, как сотрудники пройдут намеченное число шагов. Надо сказать, что такая мотивация – помощь детям своими шагами – очень повышает у сотрудников желание двигаться. Прямо ОЧЕНЬ!
Если говорить об участии действиями, а не деньгами, то здесь также много вариантов: от самых простых – сбор добрых крышечек в офисе до участия в наших творческих мастерских по пошиву мягких игрушек. Очень часто у сотрудников есть запрос на общение с детьми-сиротами, поэтому, собственно, и обращаются в наш фонд, который так и называется «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Но вот здесь все непросто. Самый главный принцип работы в любой социальной сфере: не навреди. Наш более чем 17-летний опыт работы с детьми-сиротами говорит о том, что разовые приезды в детские дома с подарками или развлекательными мероприятиями это, скорее, вред, чем польза. Поэтому мы не организуем такие мероприятия и не советуем их проводить.
Самое важное, что можно дать детям-сиротам – это индивидуальное осмысленное длительное общение. Этот проект называется «наставничество» и прежде чем начать общение с детьми, наши волонтеры проходят длительное обучение. Только так мы можем с одной стороны помочь ребенку-сироте, а с другой стороны помочь самому волонтеру правильно себя вести и избежать многих рисков, связанных с тем, что дети-сироты травмированы разрывом с семьей и той системой, в которой они воспитываются. Для нашего фонда очень важно постараться донести до максимального числа людей эту мысль о необходимости грамотного и бережного подхода к общению с детьми-сиротами.
Milknews: Что делать небольшим компаниям с ограниченным бюджетом?
А. Виноградова: Как я уже говорила, можно делать и небольшие пожертвования, мы им также рады и благодарны за постоянную поддержку. Также для НКО всегда очень важно, чтобы как можно больше людей узнали о его работе. Поэтому даже простое упоминание о том, что вы сотрудничаете с нами и помогаете чем-то, уже огромная ценность.
Надо понимать, что миры бизнеса и НКО, к сожалению, часто параллельны. У НКО нет возможности посещать те мероприятия, где общаются представители бизнеса. А если и есть такие возможности, то как правило речь идет о каких-то отчетных конференциях, где есть президиум из бизнеса и несколько человек из НКО в зале. Все-таки это не совсем прямой диалог, хотя, конечно, мы благодарны, когда нас приглашают на такие мероприятия.
Но было бы очень ценно, если бы компании почаще рассказали друг другу о тех НКО, с которыми они сотрудничают. И еще было бы очень полезно для НКО получать обратную связь от бизнеса – чтобы нам тоже было понятно, куда лучше развиваться, что бизнесу было интересно с нами работать.
Milknews: Как правильно рассказывать о такой помощи, чтобы это не выглядело бестактным хвастовством?
А. Виноградова: Я думаю, что культура благотворительности у нас еще не очень высоко развита, если рассказ о помощи воспринимается как хвастовство. Приведу пример: вот, например, сейчас очень популярна тема раздельного сбора отходов. Всем совершенно понятно, что если какие-то блогеры или лидеры мнений рассказывают о своих экологических привычках, это правильно и это нормальный совершенно способ продвижения идеи экологически-ответственного образа жизни в массы. Почему же тогда, если компания рассказывает о своих благотворительных проектах – это хвастовство?
Это не хвастовство, а способ поделиться своим опытом и, возможно, привлечь и других к благотворительности. Я все-таки думаю, что дело тут не в самом факте рассказа о благотворительности, а о том, в каком стиле подается эта информация. И здесь все зависит от выбора слов.
Выбрать благотворительную программу от фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам»