Александр Криволапов, «Упаковочные системы» Мы выбрали путь постепенного повышения уровня локализации
Союзмолоко, Milknews и консалтинговая компания Streda Consulting провели исследование, посвященное адаптации молочной отрасли к влиянию санкций в части оборудования. Активное участие в преодолении санкционных барьеров в этом отношении принимает АО “Упаковочные системы”. Мы поговорили с генеральным директором компании Александром Криволаповым о том, как удалось не допустить коллапса на рынке и какие решения они предлагают для заказчиков.
Milknews: Как известно, за последние два года вы прошли большой путь и буквально “спасли” отрасль от коллапса, связанного с санкционным давлением. Какой вопрос был для вас приоритетным в этот непростой период?
А. Криволапов: Прошедшие два года были для нас трансформационными, и уже с 2022 года мы выступаем в качестве самостоятельной компании, являясь ведущим производителем картонной упаковки, прежде всего, для продуктов с длительным сроком хранения.
Мы прошли через массивную перестройку цепочки поставок, проделан гигантский объем работы. Ключевым приоритетом являлась оперативная перестройка цепочки поставок. Еще один важный вопрос, который многие недооценивают, это зависимость от программных продуктов и западных информационных систем. Уровень зависимости или даже уязвимости всех предприятий, которые работают на рынке, зависит во многом от уровня продвинутости программных продуктов, которые использовала отрасль. В нашей компании мы сумели перейти со всех “западных” продуктов в кратчайший срок, примерно за четыре месяца, и сейчас выделяем это в качестве важного приоритета.
Мы выбрали для себя три основных направления, в которых будем стратегически системно развиваться. Это упаковочный материал, прежде всего асептический, сервисные решения и услуги, и, наконец, оборудование.
Milknews: В отрасли сложилось мнение, что проблемы с упаковкой для молочной продукции успешно решены. Разделяете ли вы такой оптимизм?
А. Криволапов: Что касается упаковки, я разделяю сдержанный оптимизм отрасли – кризис пройден, сырьевые потоки налажены, все производители работают. Именно слаженная работа всей индустрии – поставщиков сырья, производителей упаковочных материалов и, конечно, заказчиков, которые принимали активное участие во многих тестах, - позволило избежать локального кризиса в упаковке.
У нас создан достаточный страховой запас по сырью, мы проработали необходимое количество альтернативных поставщиков, проделана гигантская работа по локализации сырья со Светогорским и Сыктывкарским ЦБК. Хороший прогресс по локализации фольги, которую мы планируем завершить уже в этом году. И мы продолжаем интенсивную работу по полимерам.
Мы по праву гордимся хорошей оценкой нашей работы по итогам 2023 года со стороны всех заказчиков, с которыми мы работаем. Видим, что эта часть бизнеса стабилизировалась, начинает устойчиво развиваться. Но на перспективу хотелось бы более понятных правил игры на рынке, т.к. в течение этих двух лет иногда создавалось впечатление, что импортерам создаются более привлекательные условия работы в сравнение с отечественными производителями.
Milknews: А что насчет дефицита запчастей и проблемы сервисного обслуживания оборудования? Что нас ждет в ближайшее время в этом плане?
А. Криволапов: К середине 2023 года мы смогли обеспечить необходимый ассортимент запасных частей и сейчас по всем сервисным контрактам видим очень хорошие показатели обеспеченности заказов. При этом сам рынок становится более фрагментированным, и для поддержания высокого уровня сервиса всем поставщикам придется четко определять свои приоритеты. Мы сфокусируемся на развитии сервисных контрактов, так как это позволяет переработчикам получить качественный сервис и своевременную поставку запасных частей. И все это по предсказуемой стоимости на продолжительный период времени. Мы же, выступая поставщиком, получаем определенный горизонт планирования и долгосрочные отношения, что позволяет повышать эффективность всех процессов, совершенствуя качество услуг и степень удовлетворенности заказчиков. Хороший рост количества сервисных контрактов в 2023 году воспринимаем как хороший знак, подтверждающий правильность выбранной стратегии.
Milknews: Мы знаем, что далеко не все проблемы с оборудованием на сегодняшний день удалось решить, да это и вряд ли возможно. Но наверняка у вас есть какие-то предложения для отрасли в этом плане?
А. Криволапов: В конце 2022 года мы как компания подошли к определенной развилке, так как на тот момент у нас был крупнейший проектный центр во всей индустрии, высококвалифицированная команда, которую мы собирали десятки лет. Когда из-за санкций перестало стабильно поступать оборудование, встал вопрос, что делать. Россия является большим и интересным рынком для поставщиков оборудования, поэтому после ухода привычных поставщиков на рынке появилось большое количество предложений, большая часть из которых оказались плохо реализуемыми обещаниями.
В таких условиях сложно выстраивать системную стабильную работу, особенно когда ставишь себе амбицию предлагать инженерные решения на мировом уровне, а именно такую цель мы себе и поставили. Вызов был в том, как найти способы, чтобы обеспечить качественную реализацию инвестиционных проектов в течение длительного срока в текущих реалиях при постоянно вводимых ограничениях.
Мы решили идти по пути создания своего портфеля технологического оборудования, опираясь на многолетний опыт и экспертизу своей команды. Мы взяли за основу проверенный дизайн решений, который предлагался нами ранее и который используется на большинстве молокоперерабатывающих предприятий, улучшили его, полностью локализовали программное обеспечение и автоматизацию. Далее мы пошли по пути так называемого «контрактного производства» в дружественной юрисдикции с хорошими техническими компетенциями и доступом к привычной компонентной базе.
Портфель решений будет включать в себя все основные модули оборудования, необходимые для производства жидких продуктов питания, начиная с приемки молока и заканчивая линией розлива или упаковки при объеме переработки от 80 до 500 тонн в сутки.
Milknews: Какие шаги по реализации этого проекта планируете сделать в этом году?
А. Криволапов: Ключевая задача этого года - закончить фазу индустриального дизайна по основным модулям и подписать первые контракты на поставку оборудования. Первые контракты подписываются прямо сейчас, и мы рассчитываем увидеть работающие линии уже в этом году.
Milknews: Насколько реально, на ваш взгляд, локализовать производство оборудования в нашей стране?
А. Криволапов: Я верю в постепенную локализацию, так как для того чтобы предлагать конкурентные решения, необходимо иметь высококлассную компонентную базу, на полное замещение которой локальными аналогами может уйти очень много лет. Переработчики не будут снижать планку своих требований в вопросах качества, безопасности, эффективности и стоимости оборудования. Если локализованное производство не будет соответствовать уже принятым стандартам в отрасли, спроса не будет. Именно поэтому мы выбрали немного другой путь, сфокусировавшись на собственном индустриальном дизайне, автоматизации и мощном ресурсе проектного центра для реализации проектов. А далее мы как инжиниринговая компания уже сами можем решать, где эффективней всего производить оборудование. Мы уже сейчас имеем хороший опыт использования компонентов, произведенных в РФ и в дальнейшем, уверен, доля локализации будет только повышаться. Хочется верить, что с таким подходом наша компания с успехом дополняет работу, которая ведется сейчас всеми игроками рынка.