Разбор Рынок оборудования для молочной промышленности в условиях санкций
Сложности с поставкой оборудования и запасных частей стали одной из проблем, вставших перед российской молочной отраслью в условиях санкционного давления. Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), информационное агентство Milknews и консалтинговая компания Streda Consulting провели исследование, посвященное адаптации молочной отрасли к влиянию санкций в этой области.
В качестве экспертов участие в исследовании приняли ведущие игроки индустрии: производители молочной продукции, инжиниринговые компании и производители оборудования.
О результатах исследования, а также о том, как отрасли удалось адаптироваться к работе в новых реалиях, рассказываем в новом материале.
Сложности и их решения
Молочная отрасль в последние годы активно модернизировалась и была лидером по привлечению инвестиций среди всех пищевых отраслей - ежегодные вложения в индустрию превышали 60 млрд руб. Однако в 2022 году многие виды оборудования попали под санкции, а целый ряд ведущих мировых производителей технологических решений прекратил прямые поставки оборудования, компонентной базы и запасных частей в Россию. Кроме того, серьезное влияние на молочную индустрию, как говорится в исследовании, оказали разрывы логистических цепочек и кратное увеличение сроков поставок, а также скачки курса валют и сложности с международными платежами. В результате в зоне риска оказалась не только реализация новых инвестиционных проектов, но и поддержание работоспособности действующего парка оборудования на заводах.
Коллапса в индустрии удалось избежать благодаря оперативной реакции игроков рынка и поставщиков оборудования, которые резко нарастили запасы оригинальных запчастей. Это дало запас времени для поиска аналогов и новых поставщиков в “дружественных” странах, прежде всего в Китае и Турции, а также адаптации схем логистики и платежей в рамках параллельного импорта. Кроме того, огромная работа была проделана по локализации или переходу на отечественные IT-решения. Сегодня, как утверждается в исследовании, основные проблемы с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием установленного парка оборудования так или иначе решены.
Но не обошлось без негативных последствий. В частности, из-за сложностей с поставками произошел резкий рост затрат на оборудование и запчасти для его обслуживания. Ряд производителей и вовсе были вынуждены приостановить реализацию инвестиционных проектов в связи с существенным повышением рисков и стоимости.
Насыщение рынка оборудования
И все же самая важная проблема была решена – кризиса в отрасли удалось избежать, предприятия не остановили свою работу, а возникшие трудности никак не сказались на потребителе.
Чего не хватает рынку
Сложнее ситуация обстоит с узкими продуктовыми и высокотехнологичными решениями, локализация которых в короткие сроки проблематична. Например, по части позиций остаются проблемы в части фасовки, которой полностью обеспечены только производство творога, молодых сыров и часть производства сухих ингредиентов.
По данным аналитиков, аналоги, обеспечивающие более 80% потребностей рынка, работают в аппаратной сфере в области деаэраторов и газа, на продуктовых линиях по производству масла, а также при фасовке в асептическую упаковку. При этом отдельные необходимые решения в этих областях отсутствуют. В аппаратной части при работе бактофуг, сепараторов, гомогенизаторов, а также труб и фитингов в сегменте работают отечественные производители, но их модули не удовлетворяют крупных переработчиков по целому ряду параметров, а в некоторых случаях отсутствуют отдельные важные в технологическом процессе решения.
Схожая картина наблюдается в работе продуктовых линий по производству творога, полутвердых, молодых и плавленых сыров и сгущенных продуктов. Кроме того, модули производителей не удовлетворяют переработчиков в сегменте ПЭТ и ПюрПак упаковки для питьевых и кисломолочных продуктов, при фасовке сливок, сметаны, йогуртов и сгущенных продуктов. По данным исследования, не всегда подходят отрасли вакуум-выпарные установки (ВВУ) и сушки молока и сыворотки. При этом на продуктовых линиях такие сушки совсем отсутствуют.
Эксперты отмечают, что в России отсутствуют аналоги клапанов и гребенок, необходимых для предприятий молочной отрасли, нет продуктовых линий для производства и фасовки молочного жира (AMF) и мороженого и для фасовки масла. Не располагает Россия и продуктовыми линиями с фильтрацией для производства сухих ингредиентов молочной отрасли. Как отмечается в исследовании, импорт наиболее высокотехнологичного оборудования уже сейчас находится в «красной» зоне риска. При этом такие виды оборудования исторически не производились в России. В исследовании отмечается, что трудности с наличием такого оборудования связаны с тем, что многие годы сушильная отрасль и сектор производства ингредиентов оставались недоинвестироваными, в результате чего по наиболее сложным видам оборудования не везде есть компетенции и специалисты для пуско-наладки.
Локализация рынка
Требования к оснащению молочных заводов в России постоянно повышаются, а масштабы этих предприятий растут. При этом они должны оснащаться надежным и высокотехнологичным оборудованием для того, чтобы обеспечивать конкурентоспособную себестоимость, особенно для экспортно ориентированных продуктов. Как отмечается в исследовании, заказчики в таких условиях не готовы снижать требования к оборудованию, поэтому производители, пока это возможно, будут стремиться ориентироваться на привычные им решения международных лидеров.
Эксперты отмечают, что производители будут продолжать закупать оборудование с помощью параллельного импорта до тех пор, пока это технически и экономически целесообразно. Затем они будут искать аналоги в Китае и дружественных странах, однако использование такого оборудования может грозить проблемами с сервисом и запчастями. Оно также может быть не самым передовым и качественным, а по цене сопоставимым с «санкционным». При этом в таком оборудовании все равно присутствуют критичные элементы и технологии, которых Китай и дружественные страны не имеют. Кроме того, российские специалисты не умеют с ним работать.
В случае закрытия каналов параллельного импорта производители будут искать бывшее в употреблении оборудование, которое сложнее подвергнуть механизму вторичных санкций, а затем начнут искать аналоги. И только перепробовав эти способы, производители могут задуматься о локализации рынка. Как говорится в исследовании, это связано с тем, что в молочной отрасли есть крайне специфический нюанс - короткие сроки годности продукта, а значит очень высокие требования к гигиене и надежности исполнения всех технологических решений. В этих условиях экономическая целесообразность производства такого оборудования остается под вопросом. Одновременно часть компонентной базы все равно придется импортировать.
По мнению Белова, сегодня наиболее целесообразно развивать и капитализировать имеющиеся инжиниринговые компетенции через реновацию б\у модулей и сборку оборудования на иностранной компонентной базе, постепенно наращивая уровень локализации и развивая конструкторские компетенции и решения. Он также согласен с тем, что отрасль нуждается в мерах государственной поддержки в этой области.
Позиция отрасли
Российским поставщикам интегрированных решений в оборудовании и сервисах уже в санкционном режиме в течение 2022-2024 гг. удалось успешно завершить ряд крупных инвестпроектов в молочной отрасли. Кроме того, еще в 2019 году компания «Упаковочные системы» провела модернизацию на площадках предприятия «Николаевские сыроварни», которое развивает “Агрокомплекс им. Ткачева”. На завод было поставлено технологическое оборудование для производства и фасовки сыров, масла и переработки сыворотки мощностью более 500 тонн молока в сутки общей стоимостью более 10 млрд рублей. Кроме того, «Упаковочные системы» провела комплексную модернизацию завода «Агропромкомлектация» с расширением производства творога и переработкой сыворотки стоимостью более 4 млрд рублей.
«Какие-то компоненты используются российские, например автоматика у нас своя, по всему остальному – пока доверяем проверенному дизайну, потому что планка требований заказчиков не падает. В дальнейшем будем смотреть. Но в целом, имея уже поставки оборудования, можно постепенно работать над повышением уровня локализации там, где это будет оправдано экономически», - считает Криволапов.
О том, что компания может поставлять технологические решения и оборудование для предприятий молочной отрасли без сбоев, говорит и генеральный директор компании «Процессный инжиниринг» Олег Муравьев.
«Безусловно, санкции навсегда изменили формат нашей работы, но все сложности преодолеваются нами благодаря наличию квалифицированной команды российских инженеров», - заключил генеральный директор компании.
импорт