Дмитрий Краснов, «Агроэкспорт» Российское мороженое поставляется в 62 страны мира
30 июня в 10:00 на площадке Zoom пройдет презентация рейтинга крупнейших производителей мороженого, которое представляют Союзмолоко, Streda Consulting и Milknews совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе России. Мероприятие пройдет при поддержке Союза мороженщиков России. В преддверии этого события об особенностях экспорта мороженого, крупнейших поставщиках и перспективных рынках Milknews рассказал руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.
Milknews: Каков объем экспорта мороженого из РФ? Какие страны являются основными покупателями российского продукта?
Д. Краснов: В прошлом году экспорт российского мороженого вырос в полтора раза и превысил 85 млн долл. Российское мороженое поставляется в 62 страны мира. Более половины всех отгрузок в 2021 году пришлось на США и Казахстан. Также крупными покупателями стали Монголия, Украина и Китай.
Milknews: Какие российские компании являются основными экспортерами мороженого?
Д. Краснов: По итогам прошлого года крупнейшими экспортерами среди российских производителей стали Unilever, ГК «Айсберри» и «Белгородский Хладокомбинат». На них в совокупности пришлась почти половина от общего объема поставок российского мороженого.
Milknews: Среди новых перспективных экспортных направлений все чаще называют страны Персидского залива и Африки. Какие меры принимаются для усиления присутствия российского мороженого на этих рынках?
Д. Краснов: Действительно, за последние 5 лет экспорт российского мороженого в Африку вырос в 100 раз с низкой базы. В 2021 году мы поставили в африканские страны более 1 тыс. тонн мороженого на сумму 1,4 млн долл. Но это немного по сравнению с теми возможностями, которые существуют на африканском рынке.
Что касается государств Персидского залива, то несмотря на незначительные текущие поставки, мы высоко оцениваем потенциал экспорта в этот регион. Этому способствует ряд факторов: высокое качество российского мороженого, жаркий климат и активные действия российских производителей по выходу на рынок стран региона.
Федеральный центр «Агроэкспорт» подготовил экспортный гид мороженое в ОАЭ, который поможет российским компаниям в выходе на этот перспективный рынок. Гид содержит общие сведения об экономической, политической и демографической ситуации в Объединенных Арабских Эмиратах, анализ рынка мороженого и его динамики, потребительских предпочтений, торгово-распределительной сети и конкурентной среды. Приводятся требования к поставляемой продукции, упаковке и маркировке, особенности таможенных и нетарифных ограничений, логистики и защиты интеллектуальной собственности. Дается информация об отраслевых выставках и контакты местных импортеров и дистрибуторов.
Milknews: Какой вид российского мороженого наиболее популярен за рубежом?
Д. Краснов: «Инмарко», входящая в концерн Unilever, для стран Европы производит фруктовый лед, а для США и Канады — и фруктовый лед, и молочное мороженое, в том числе в мультипаках по 6–8 штук в коробке, так как там популярен формат in-home. В странах ближнего зарубежья наибольшей популярностью пользуется мороженое в брикетах, стаканчиках и рожках.
ГК «Ренна» создала специальную линейку мороженого без сахара для экспорта в страны Аравийского полуострова, но в целом, основной экспортный продукт компании – «русский стаканчик» (обычное сливочное мороженое в вафельном стаканчике). В Китай отгружается пломбир в вафельных стаканчиках и трубочках под брендом «Лакомка».
ГК «Новосибхолод» экспортирует в Китай как традиционный для России ассортимент, так и линейки мороженого со специально разработанными под Китай вкусами. В основном, на китайский рынок поставляется мороженое с молочным вкусом. Во Вьетнам же экспортируется более «легкое» фруктовое мороженое.
В Монголию экспортируется натуральный пломбир и эскимо с ягодным наполнителями: малиной и облепихой.
В Африку ГК «Айсберри» экспортирует молочное мороженое в вафельном стаканчике и эскимо.
Milknews: Как государство помогает продвигать российскую продукцию за рубежом?
Д. Краснов: Производители мороженого могут воспользоваться программами льготного кредитования, льготного лизинга, получить компенсацию части затрат на транспортировку и сертификацию своей продукции. Кроме того, для продвижения мороженого они могут разместить свою продукцию в выставочных павильонах РЭЦ, компенсировать затраты на участие в зарубежных выставках, международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях.
С 6 по 10 июня Федеральный центр «Агроэкспорт» провел деловую миссию российских компаний-экспортеров продукции АПК с закупщиками из 10 стран Африки. В деловой миссии приняли участие и 2 компании-производителя мороженого. Такие мероприятия помогают наладить контакты с зарубежными партнерами и сформировать пул потенциальных покупателей.
Milknews: Насколько перспективно мороженое в качестве экспортного продукта? Какие прогнозы развития этого направления вы можете дать?
Д. Краснов: Мировой товарооборот мороженого значительно вырос за последние пять лет. В 2016 году мировая торговля этим продуктом составляла порядка 1,3 млн тонн мороженного на сумму 3,4 млрд долл (с учетом взаимной торговли с странами ЕС). В 2021 году этот объем вырос до 1,7 млн тонн на сумму 5 млрд долл. Таким образом рынок мороженого вырос на 31% в физическом и на 48% в стоимостном выражении.
Больше всего растут рынки США и ЕС, однако нельзя не отметить и двухкратный рост в Китае, а также растущие рынки Юго-Восточной Азии.
Для России азиатское направление остается перспективным, особенно Китай. Также сохранят свою важность поставки в страны ближнего зарубежья. В целом в перспективе до 2030 года экспорт мороженого может увеличиться до 40 тыс. тонн в год.
Зарегистрироваться и принять участие в презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого вы можете по ссылке.
Официальный партнер рейтинга - компания «Кизельманн Рус».