компоненты

Татьяна Васильева, “Айсберри” Темпы нашего роста даже в последние непростые годы стабильно двузначные


Уже сегодня - 30 марта - состоится презентация рейтинга крупнейших производителей мороженого, представленного Milknews и Streda Consulting при поддержке Союзмолоко и Союза мороженщиков России. В преддверии этого события мы поговорили с Татьяной Васильевой - директором по маркетингу ГК “Айсберри”, занявшей в этом году первую строчку рейтинга, о том, как удалось достичь столь высоких результатов в непростое для рынка время, ждать ли от компании новинок и какие тенденции она видит на рынке мороженого.

Milknews: С какими результатами “Айсберри” закончила 2022 год, который был один из самых сложных для отрасли за последнее время? 

Т. Васильева:
ГК Айсберри произвела в 2022 году 52,6 тысяч тонн мороженого и замороженных десертов, включая сорбеты, щербеты и льды, в денежном выражении мы продали на сумму около 20 млрд рублей (мороженое и другие категории). Однако с большим удовлетворением констатируем, что наша компания растет не первый год: темпы роста даже в последние непростые годы стабильно двузначные, как в натуральном выражении, так и в денежном. Стабильность - признак мастерства.
 
Milknews: В последние годы было очевидно, что “Айсберри” готовится к серьезному рывку, и в 2021 году рынок увидел первые результаты, а в 2022-ом компания выросла еще агрессивнее, в результате объективно став лидером по росту объемов. И это происходит в ситуации, когда в отрасли активно обсуждается катастрофическое падение объемов производства на фоне слабеющего платежеспособного спроса и одновременного резкого повышения цен на продукцию. Как, на ваш взгляд, изменился рынок за прошедший год и за счет чего “Айсберри” удалось обеспечить такую динамику - неужели конкуренты настолько слабы? 
 
Т. Васильева:
Действительно, мы системно и последовательно готовились к тому, что вы назвали «серьезный рывок». В 2019-2020 гг. ускоренными темпами был построен современнейший и мощнейший завод по производству мороженого в городе Тутаев Ярославской области, модернизированы две наши другие производственные площадки – в Вологде и Пензе. Все это не могло не дать результата. Что касается конкурентов: мы считаем, что работаем на высококонкурентном рынке и, напротив, очень уважаем наших конкурентов и следим за их деятельностью. Ни одного из них, особенно представителей ТОП-5, нельзя назвать слабым.
 
Milknews: Завершены ли интеграционные процессы в рамках сделки с “Петрохолод” и как в итоге компании совместно уживаются на рынке, ведь судя по аналитике “Петрохолод” нисколько не потерял в продажах, а кое-где даже вырос? 

Т. Васильева:
В 2020 году мы начали проект с компанией «Петрохолод» по запуску производства на наших площадках. Очень важно было полностью перенести рецептуры, сохранить и даже по возможности улучшить качество и повысить эффективность. Очень рады, что это удалось. Что касается наших партнеров - Питерской команды во главе с легендарным в нашей отрасли руководителем Бадри Давидовичем Какабадзе - то она прекрасно справляется с развитием бизнеса. 
 
Milknews: “Айсберри” реализовала одну из самых масштабных инвестиционных программ в отрасли - построена новая фабрика в Ярославской области, прошла модернизация площадки “Вологодское мороженое” - компания в России стала единственным игроком с тремя производственными площадками, в то время как другие игроки масштабируют одну площадку. Удалось ли компании выйти на плановый уровень загрузки площадок? Расскажите подробнее о логике развития мощностей, ведь все три площадки компании расположены в европейской части страны.  

Т. Васильева
: Главное в нашем бизнесе не конфигурация площадок, а целеустремленные, вовлеченные, профессиональные люди. В то же время наличие трех фабрик позволяет поддерживать здоровый соревновательный дух, делиться опытом, развивать специалистов.
 
В молочных категориях последние годы активно развивается co-packing и наличие линий уже не является серьезным конкурентным преимуществом. В индустрии мороженого, очевидно, также присутствует избыток мощностей, но тренда на sharing мощностей пока не заметно. 
Кстати, наша модель сотрудничества с “Петрохолодом” как раз и является примером sharing-a мощностей.
 
Milknews: В последние годы “Айсберри” стабильно выводит на рынок достаточно много новинок - это результат появления новых технологических возможностей или просто реакция на стагнирующий спрос и ослабление конкурентов?  
 
Т. Васильева:
Инновации – это моя профессиональная тема, поэтому отвечу развернуто. Айсберри ежегодно запускает необходимое и эффективное количество новинок, мы не любим выпускать новые продукты «просто так» или потому что «захотелось», не понимая их специальной роли в нашем портфеле или особой задачи, которая перед ними стоит. Наши новинки отражают не только изменения во вкусовых или видовых предпочтениях потребителей, но и в экономических реалиях тоже, и иногда этот параметр даже выходит на первое место. Новинки и инновации имеют смысл только тогда, когда отражают и удовлетворяют запросы и потребности покупателей или выполняют определенную бизнес-задачу. Именно этой философии мы следуем. Появление технологических возможностей здесь вторично и является, скорее, следствием и вспомогательным инструментом. 

Milknews: В течение года с российского рынка были выведены многие международные бренды и целый ряд успешных форматов продуктов. На ваш взгляд, удасться ли отечественным игрокам воспользоваться ситуацией и стоит ли ожидать появления качественных реплик? 

Т. Васильева
: Здесь очень важным является то, что с рынка мороженого за последний год никто не ушел, ни один международный бренд: работают в прежних масштабах и Юнилевер, и Фронери. Они частично перепаковались, получили новые названия и остались на рынке. Поэтому «пользоваться ситуацией» не получится, или это будет очень ситуативно. Ведь международные игроки довольно сильны, они входят традиционно в ТОП-5. С другой стороны, сильная конкурентная среда делает нас сильнее и эффективнее. Настоящая рыночная конкуренция держит нас в тонусе.
 
Milknews: Ожидать ли от “Айсберри” каких-то новинок в этом сезоне, старт которого уже не за горами? 

Т. Васильева
: Конечно, куда же без этого, большинство наших новинок 2023 уже запущено: новый вкус “Инстинкт Болт Клубника-Банан”, “Жемчужина России”, двухслойный вафельный стаканчик Вишня-Фисташка с очень ярким и необычным вкусом и сэндвич в шоколадных печеньях, раньше у нас такого продукта в портфеле не было. Из классических продуктов – стаканчик “Филевский” крем-брюле, эскимо “Филевское” круглое крем-брюле в белой глазури. А также – 3 новых продукта в бренде “От Деда Мороза”, это наш эконом-сегмент. Мы уверены, что каждую из этих позиций ждет прекрасное будущее и любовь потребителей.
 
Milknews: В конце прошлого года “Айсберри” анонсировала строительство второй очереди фабрики в Тутаеве. Расскажите подробнее о проекте - каковы инвестиции, мощности, сроки запуска? Какие продукты и под какие рынки планируете выпускать? 

Т. Васильева:
Вы правы: инвестиционное соглашение с Ярославской областью было подписано осенью, фигурировала цифра в 1,5 млрд рублей в качестве инвестиций, что позволит увеличить мощности завода до 6,5 тыс. тонн в месяц, а также создать 250 новых рабочих мест. К сожалению, санкционное давление пока не способствует более точным прогнозам - нам придется решать вопросы строительства и закупки оборудования во многом с новыми партнерами, и переформатируя на ходу цепочку поставок. Но проект движется неплохо и надеемся, что будет осуществлен в плановые сроки.
 
Milknews: Российский экспорт мороженого в прошлом году серьезно пострадал - внутренние проблемы, логистические сложности и валютные колебания не могли не сказаться на продажах. В прошлом году ваша экспансия в Африке пополнилась рынками Кении и Камеруна, вы вышли на рынок Персидского залива, но при этом практически ушли с рынка Китая. Как в целом оцениваете экспортный потенциал для мороженого и какие планы у “Айсберри” в этой части на ближайшие годы? 

Т. Васильева
: Да, для экспорта это был крайне непростой год, и ситуация все еще не наладилась. Должны констатировать, что в России пока нет транспортных компаний, которые способны развивать экспортные поставки. На сегодня остался единственный иностранный перевозчик, работающий с нашими контейнерными грузами по большинству направлений. Цены перевозок, к сожалению, установлены заградительные и не позволяют развивать экспортное направление в нашей отрасли.  Мы продолжаем экспортировать по действующим контрактам, дабы не подводить наших партнеров, но развиваться не можем. 
 
Milknews: У Вас была отличная идея создать «Музей отечественного мороженого», но из-за ковидных ограничений проект был отложен. Что с ним происходит сейчас? 

Т. Васильева:
Приятно, что вы помните о наших инициативах. Идея создания Музея мороженого активно нами развивалась, мы оценивали различные формы ее осуществления, но ковидные годы и события 2022 поставили проект на паузу. Мы не планируем отказываться от этой инициативы и обязательно сделаем такой музей при первой же возможности. Ведь кто еще может исполнить эту образовательную и культурную задумку, как не компания, которая является наследником советской отрасли мороженого. Мы считаем, что история “Айсберри” уходит своими корнями в 1938 год, когда была запущена первая советская фабрика мороженого - Хладокомбинат № 8.
 
Milknews: Недавно “Айсберри” вывела на рынок интересный и, видимо, уникальный для рынка продукт - основы для лимонадов и коктейлей. Расскажите подробнее об этом проекте. 

Т. Васильева:
Как вы уже поняли, “Айсберри” никогда не стоит на месте. Мы клиентоориентированы, и потребитель всегда в фокусе. Поэтому то, что мы начали работать в смежных отраслях и даже изобретать новые категории – вполне ожидаемо. В 2022 году мы успешно запустили собственную линейку замороженных овощей «Здорово и Быстро». Овощи фасуем на заводе в Тутаеве, и это продукты такого качества, за которое точно не стыдно. Замороженные основы для коктейлей и лимонадов – это наша разработка для молодежного сегмента потребителей. С помощью этой основы легко приготовить потрясающе вкусные коктейли, как в баре, но только дома, - не надо никуда идти, и это дешевле. Из интересного: коктейли разрабатывались совместно с ведущими московскими барменами и на слепых дегустациях многими признавались даже более вкусными, чем сделанные в баре. Ну и они полностью натуральны, что немаловажно особенно для молодежи, которая очень внимательно относится к таким вопросам.
 
Milknews: Как Вы в целом оцениваете ситуацию и перспективы внутреннего рынка в ближайшие годы? Какие изменения уже стали заметны в поведении потребителей или конкурентной ситуации? В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться отрасль?

Т. Васильева:
Мы видим, что потребитель в целом стал осторожней и более бережливо и рационально тратит деньги. Скорее всего, этот тренд сохранится. При этом рациональное поведение не означает переход на менее качественную продукцию. Мы видим отказ потребителя от экзотики, от продукции с высокой долей рекламных расходов, от необоснованной «премиальности», от псевдоЗОЖности. Наша стратегия всегда основывалась на рациональном ценностном поведении потребителей. Именно этот момент мы всегда ставили во главу угла, и это давало и дает свои результаты. 

В целом мы видим, что наша отрасль относительно успешно адаптировалась. Это внушает некоторый оптимизм. Однако мы ожидаем, что какие-то слияния и поглощения все-таки случатся, по крайне мере, это будет логично, ведь последние несколько лет были очень турбулентными для всех. А поскольку категория мороженого очень погодозависимая, будем верить, что лето будет жарким и долгим. Это на руку нам всем.
 

1680156136

4526 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен