Андрей Коробка, Краснодар С 2015 года производство молока на Кубани выросло на 15%
О том, как сегодня развивается животноводство в регионе, изданию «Кубанские новости» рассказал заместитель губернатора Краснодарского края, курирующий агропромышленный комплекс, Андрей Коробка.
– Андрей Николаевич, отрасль животноводства в нашем регионе успешно развивается. Можно ли назвать перемены коренными?
– Изменения за последние годы произошли очень серьезные, сделан мощный рывок вперед. Отрасль стала намного крепче, современнее, престижнее. Ежегодно в нее приходят многомиллиардные инвестиции, открываются новые предприятия. Поэтому могу с полной уверенностью сказать – нам удалось сломать стереотип, что животноводство – это невыгодно.
Конкретно под развитие животноводства была разработана региональная законодательная база – краевой «Закон о животноводстве». Этого нет ни в одном другом регионе страны. Усовершенствованы меры государственной поддержки, мы не просто увеличиваем субсидии и открываем новые направления, а привязываем их к получению конкретного результата.
Цифровые системы управления производством, внедрение генетических исследований, робототехника – все это уже есть в животноводстве нашего региона.
Как следствие, изменились и условия труда животноводов, заработная плата сотрудников животноводческих предприятий. Более того, в край приезжают работать специалисты из других регионов, а также из стран Европы.
– Давайте сравним итоги работы по производству молока за 2015-й и 2021 годы.
– Все эти годы мы стабильно сохраняем за собой третье место в стране по производству молока в хозяйствах всех категорий и второе место – в промышленном секторе. На Кубань приходится более 40 процентов молока, 57 – мяса и около 33 процентов – яиц от всего объема этой продукции, произведенной сельхозорганизациями в Южном федеральном округе.
Нам удалось переломить ситуацию с сокращением численности дойного стада и начать восстановление свиноводства.
Если сравнивать производственные показатели 2015-го и 2021 годов, то по производству мяса мы приросли больше чем на 20 процентов, молока – на 15 процентов. Средняя по краю продуктивность дойного стада увеличилась на треть и составила по итогам прошлого года 8,7 тонны молока от каждой коровы.
– За счет чего достигнут рост продуктивности? Сказались продуманная селекционно-генетическая работа, завоз племенных животных из-за пределов Кубани, мощная господдержка, укрепление кормовой базы? Или все сработало в комплексе?
– Такие результаты смог обеспечить комплексный подход. Во-первых, мы сместили акцент внимания на селекционно-племенную работу как в племенных, так и в товарных хозяйствах края, что позволило повысить продуктивность животных. Значительно увеличилась и численность коров. Только за прошлый год прирост составил 900 голов.
Свою роль сыграла также замена низкопродуктивных коров высокопродуктивным племенным молодняком – за 7 лет в регион с этой целью было завезено более 28 тысяч голов племенного молодняка крупного рогатого скота.
Серьезное увеличение объемов продукции животноводства дает и проведение технологической модернизации производственных мощностей, строительство новых животноводческих комплексов. За последние годы в крае появились современнейшие мегафермы европейского уровня. Например, молочные комплексы АгроХолдинга «Степь» в Каневском и Павловском районах, свиноводческий комплекс «Искра» в Павловском районе, селекционно-генетический центр по свиноводству в Ейском районе.
Также большую роль в получении высоких показателей играет государственная поддержка, которая растет из года в год. В прошлом году на отрасль животноводства было направлено 2 миллиарда рублей, в текущем году запланировано выделение средств в сумме 2,1 миллиарда рублей. Эти средства будут направлены на поддержку племенного животноводства, приобретение племенного молодняка, производство реализованного молока, развитие мясного животноводства, приобретение семени племенных быков-производителей и многие другие направления отрасли. Кроме того, малые формы хозяйствования, занимающиеся животноводством, могут получить господдержку в рамках программы «Агростартап» и субвенций, предоставляемых муниципалитетам.
– На протяжении многих лет лидером в молочном производстве остается Каневской район. Здесь самая большая численность дойного стада в регионе, одна из самых высоких продуктивность коров. Какие еще муниципальные образования края особенно отличаются в последние годы в плане развития животноводства?
– Да, Каневской район по объему произведенного молока обгоняет даже всю Ростовскую область, с ним сложно конкурировать. Но и другие муниципалитеты сегодня получают тоже достаточно высокие результаты. Могу отметить Выселковский район, где по итогам 2021 года производство молока в промышленном секторе составило 98,8 тысячи тонн. Также валовое производство молока увеличилось в Краснодаре и Армавире, Крыловском, Калининском, Тихорецком, Новопокровском, Отрадненском, Северском, Кавказском, Усть-Лабинском и Новокубанском районах. Среди лидеров по увеличению численности крупного рогатого скота, кроме Каневского, также Крыловский, Тихорецкий, Гулькевичский, Северский, Староминский, Ейский, Ленинградский и Калининский районы, город Краснодар.
– Стратегией развития Краснодарского края к 2030 году предусмотрено производство 2,1 миллиона тонн молока. Сегодня мы имеем чуть меньше 1,6 миллиона тонн. За счет чего планируется добавить еще 500 тысяч?
– Увеличение производства молока – это как региональный, так и федеральный приоритеты, задача одна из ключевых. Для ее решения будут хороши все методы. Но их тоже надо грамотно использовать. Согласитесь, можно построить десятки мегакомплексов и семейных животноводческих ферм по всему краю, но какой в этом толк, если продуктивность коров будет низкой?! Если экономика отрасли будет убыточной?! Такое животноводство никому не нужно.
Как показывает мировой опыт, будущее этой отрасли – за селекцией и генетикой, за передовыми наукоемкими технологиями. Сегодня наши успехи в зерновом производстве очень сильно привязаны к науке. Без научного сопровождения наши аграрии в поля не выходят, по большинству культур мы используем преимущественно отечественный посадочный материал. А вот в животноводстве, к сожалению, все иначе. Племенных животных мы либо покупаем в соседних регионах, либо импортируем. С семенем и эмбрионами та же самая история.
Поэтому нам в первую очередь надо продолжать селекционно-племенную работу, создавать свой генофонд пород КРС отечественной селекции – высокопродуктивный и чистый от каких-либо болезней.
В прошлом году по этому направлению мы тесно начали работать с научным фондом «Иннопрактика», который совместно с Кубанским государственным аграрным университетом помогает решать эту задачу. Общими усилиями они реализуют программу по генетике и селекции КРС молочного направления. Уже в этом году в регионе начнется внедрение метода геномной селекции в молочном животноводстве и будет создан прототип региональной базы данных животных. Собственные наработки в этой области позволят нашим племенным хозяйствам конкурировать с зарубежными производителями и в долгосрочной перспективе, возможно, даже экспортировать племенных животных.
Кроме того, в этом году мы начинаем строительство селекционно-генетического центра по молочному скотоводству на 1200 коров в Павловском районе. Стоимость проекта составит около 1,7 миллиарда рублей. Проект будет реализован с государственным участием. Центр будет комплектоваться племенным поголовьем по импорту с высоким генетическим потенциалом, оцененным методом геномной селекции.
После выхода на проектную мощность мы ожидаем, что центр будет ежегодно производить и реализовывать в регионе 14 тысяч тонн молока, 5 тысяч племенных эмбрионов, 250 тысяч доз семени быков-производителей, 200 племенных нетелей. Реализуемая племенная продукция будет иметь генетический потенциал продуктивности 15–20 тонн молока от коровы в год.
– Одним селекционно-генетическим центром проблему наращивания численности коров в крае не решить. Продолжим завоз племпоголовья из других регионов? Или ужесточим требования к тем сельхозпредприятиям, которые имеют статус племенных?
– Да, один селекционно-генетический центр не обеспечит потребность сельхозпроизводителей в ремонтном молодняке крупного рогатого скота, но все же, как я уже сказал, в этом центре будет сосредоточена лучшая генетика, от которой будет получена высокоценная репродукция.
Если говорить о племенных хозяйствах, то их в крае сегодня 13. В последние годы они стабильно увеличивают количество реализованного племенного молодняка. Например, в прошлом году племенными организациями было реализовано порядка 4 тысяч голов ремонтного молодняка КРС молочного и мясного направления продуктивности, а это почти на 50 процентов больше, чем в 2020 году. Если учитывать, что кроме реализации поголовья племенные хозяйства обеспечили свой саморемонт стада и нарастили маточное поголовье, то показатели довольно неплохие и ввод в эксплуатацию СГЦ даст еще дополнительные плюсы.
Что касается ввоза поголовья из-за рубежа, то за последние годы эта цифра довольно сильно снизилась. В прошлом году в регион было завезено чуть больше 450 голов молодняка крупного рогатого скота.
В части ужесточения требований к племенным организациям могу отметить, что сейчас они и так в жестких рамках федеральных нормативных актов. При их невыполнении предприятие лишается статуса племенного хозяйства, а в некоторых случаях лишается возможности получать господдержку на племенное маточное поголовье. Перечень племенных организаций, подлежащих субсидированию, ежегодно согласовывается с Минсельхозом России, так что в этом плане контроль очень серьезный.
– Андрей Николаевич, насколько кубанская молочная и мясная продукция востребована на зарубежных рынках?
– По объему экспорта молочной продукции Краснодарский край занимает четвертое место в России, по экспорту мясной продукции – десятое. Мясо-молочную продукцию у нас закупают 26 стран мира. В прошлом году объем экспорта этой категории продуктов в фактических ценах превысил 32 миллиона долларов США.
Из молочных продуктов наиболее востребованы за рубежом мороженое, сгущенное молоко, сыры, сливочное масло. В мясной отрасли – мясо птицы и субпродукты. Ежегодно мы выполняем план по экспорту этих продуктов в рамках профильного нацпроекта. План на этот год – 27 миллионов долларов США. Уверен, кубанские производители в силах его выполнить.
– Мясное скотоводство – одно из важнейших направлений в животноводстве. Какие виды господдержки получают предприятия, занимающиеся выращиванием скота на мясо?
– Да, мясное скотоводство сейчас неплохо развивается. Основные усилия направлены на увеличение производства говядины, которую получают от специализированных мясных пород скота и в результате откорма бычков молочных пород.
Без господдержки в укреплении мясного скотоводства не обойтись. В 2009–2012 годах в крае работала программа по развитию этого направления, было хорошее финансирование и, соответственно, результаты были значительные.
Когда программа перестала действовать, поголовье начало стремительно сокращаться, и такая тенденция была вплоть до 2017 года, пока мы не приняли решение субсидировать содержание товарного маточного поголовья КРС специализированных мясных пород. Постепенно начало расти количество предприятий, занимающихся мясным скотоводством. Если в 2018 году их было 42, то сегодня уже 85. Общая численность мясного скота в нашем регионе за последние 5 лет увеличилась на 7 тысяч голов.
В прошлом году в рамках этой субсидии было выделено 114,5 миллиона рублей. Господдержку получили 100 сельхозпроизводителей.
– Андрей Николаевич, еще одно важное для АПК Кубани направление – рыбохозяйственный комплекс. Каковы перспективы рыбной отрасли нашего края?
– Перспективы очень хорошие, в особенности в товарном рыбоводстве. В этом секторе работает более 450 предприятий, это преимущественно фермерские хозяйства. Особенно активны Тимашевский, Кореновский, Динской, Павловский и Славянский районы.
Важно, что у нас налажено не только производство рыбы, но и ее переработка. Только за прошлый год в крае было произведено около 17,4 тысячи тонн готовой рыбной продукции. Чтобы это направление продолжало развиваться, мы предусматриваем соответствующие меры господдержки – это субсидии на приобретение рыбоперерабатывающего оборудования и оборудования для осуществления товарного рыбоводства. В этом году на эти цели направлено 35 миллионов рублей.
– Птицеводство сегодня дает к столу кубанцев более 60 процентов мяса. Есть ли сложности в развитии этого направления в крае?
– Сегодня мы много говорим о скотоводстве, о его важности и необходимости поддерживать. Но это не значит, что птицеводство мы отодвигаем на второй план. Оно для нас важно не только с точки зрения насыщения внутреннего рынка. Мясо птицы, субпродукты – это еще и востребованная экспортная продукция. Сегодня Краснодарский край поставляет по прямым договорам продукцию птицеводства в Узбекистан, Китай, Грузию, Абхазию на сумму более чем 6,6 миллиона долларов.
К 2030 году эта отрасль должна прирасти на 116 тысяч тонн мяса в живом весе.
К основным проблемным вопросам отрасли относятся увеличение цен на энергоносители, корма, оборудование, опять же зависимость от поставок племенного материала из-за границы.
В решении этих вопросов Краснодарский край находится в тесном контакте с Минсельхозом России. Часть удается решить, устраняя административные барьеры, связанные с завозом инкубационного яйца из-за пределов региона и по импорту. Многие вопросы находятся в стадии решения и обсуждаются на уровне Государственной Думы, Совета Федерации и правительства России. Оказываются меры государственной поддержки племенному птицеводству, в том числе и на создание собственных конкурентоспособных кроссов птицы. Пересматриваются условия предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, на строительство и реконструкцию птицеводческих комплексов.