Ярослав Авилов, Союзмолоко Поправки в закон о стандартизации приведут к снижению гибкости отрасли
Минпромторг инициировал поправки к части 2 статьи 21 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно которым планируется ввести нормативное требование о том, что технические условия (ТУ) и стандарты организаций (СТО) не должны содержать требования к продукции, не соответствующие ГОСТам. Ряд отраслевых союзов обратились в ТПП с просьбой, чтобы глава организации Сергей Катырин направил письмо первому вице-премьеру Денису Мантурову и предупредил о рисках такой инициативы. О том, как она может повлиять на молочную отрасль, Milknews рассказал менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Союзмолоко Ярослав Авилов.
Противоречия в нормативных документах
Вся выпускаемая в обращение пищевая продукция на территории ЕАЭС, вне зависимости от того произведена ли она по СТО/ТУ или ГОСТ/ГОСТ Р, должна соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза. Сейчас для ряда категорий пищевой продукции требования, установленные в национальных и межгосударственных стандартах, не соответствуют требованиям, установленным в техрегламентах. Процесс обновления или разработки новых ГОСТов занимает в среднем от 1,5 до 2 лет, поэтому для многих продуктов, в том числе инновационных, эффективнее производить их по ТУ/СТО, которые гораздо быстрее может разработать и утвердить сам изготовитель.
В отличие от многих других отраслей, в молочной отрасли указание на этикетке документа, по которому произведен и может быть идентифицирован молочный продукт – обязательно. Такое требование содержится в подпункте «л» пункта 86 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Этим документом может быть либо ГОСТ, либо ТУ/СТО.
Новая редакция фактически устанавливает обязательность ГОСТов для любой продукции, а подчинение ТУ/СТО требованиям национальных стандартов означает фактическую отмену данных документов по стандартизации.
При этом молочная отрасль и так крайне зарегулирована – действует 262 ГОСТа на молочную продукцию и ингредиенты, что является рекордом среди пищевых отраслей.
Росстандарт выделяет большое финансирование отраслевому техническому комитету ТК 470 «Молоко и продукты переработки молока» на ГОСТы, и мы благодарны за это, однако объем стандартов настолько большой, что даже с учетом такого финансирования быстро пересмотреть их и принять новые не получится.
Сокращение ассортимента
В молочной отрасли огромный ассортимент продукции (более 200 000 SKU). Многие из продуктов – инновационные, особенно в детском и спортивном питании, ЗОЖ-продуктах. Большинство ГОСТов на продукты имеет статус технических условий. Это означает, что в данных документах установлены конкретные требования к ассортименту продукции, как по массовой доле жира, так и по возможности производства молочных составных продуктов. Из-за этой негибкости ГОСТов вывод инновационных продуктов зачастую возможен только по ТУ/СТО. По оценке Союзмолоко, в целом до 40% молочной продукции на российском рынке в настоящее время выпускается по ТУ/СТО.
Например, в ГОСТ 31452-2012 «Сметана. Технические условия» отсутствует сметана из топленых сливок (топленая сметана), на рынке она присутствует.
А в ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия» не установлены требования в молоку «Отборному», так же, как и возможность использовать придуманные названия. На рынке «Молоко питьевое отборное» широко представлено.
Проблемы могут возникнуть и с категорией сыров. В России за последние годы начали производить огромное количество новых видов сыров, на которые просто невозможно быстро разработать новые государственные стандарты.
Отдельно стоит отметить проблему производства детского питания (сухих смесей), в отношении которых действуют два устаревших стандарта – ГОСТ 30626-98 «Продукты молочные сухие для детского питания. Общие технические условия» и ГОСТ 30625-98 «Продукты молочные жидкие и пастообразные для детского питания. Общие технические условия».
В случае принятия изменений в закон о стандартизации производители детского питания, которые производят продукцию по ТУ/СТО, должны будут пройти экспертизу на соответствие своих документов этим стандартам. В случае неподтверждения соответствия, им придется менять ТУ/СТО, либо переходить на ГОСТ, а это повлечет необходимость получения новых свидетельств о государственной регистрации на продукты детского питания, что может занять до нескольких лет и нарушить оборот продуктов детского питания на рынке.
Торговые сети также не захотят рисковать и будут либо преимущественно принимать в реализацию продукты, изготовленные по ГОСТ, либо по ТУ/СТО, в отношении которых проведена экспертиза и подтверждено их соответствие ГОСТам, а это тоже повлечет существенные издержки, как финансовые, так и временные.
В целом, ввиду устаревания требований многих стандартов на молочную продукцию и их противоречия требованиям ТР ТС, с рынка могут исчезнуть до 10% наименований молочных продуктов, в том числе социально значимых.
Финансовые издержки
В случае принятия поправок компаниям, которые производят продукцию по ТУ/СТО, в большинстве случаев потребуется переходить на ГОСТ, а это повлечет изменения в маркировку и в декларации о соответствии.
По оценкам Союзмолоко, финансовые издержки молочной отрасли единовременно составят 10 млрд рублей, включая расходы на регистрацию новых деклараций о соответствии на продукцию, проведение экспертизы ТУ/СТО и замену упаковки.
Создание преимуществ для иностранных производителей из стран ЕАЭС
Введение поправок поставит российских производителей в невыгодное положение в сравнении с производителями стран-членов ЕАЭС. Дело в том, что российские национальные стандарты не распространяются на производителей из ЕАЭС, у которых действуют свои национальные стандарты.
Принятие единой методологии и требований к содержанию СТО/ТУ на продукцию в рамках ЕАЭС не предполагается в рамках Договора о ЕАЭС. Мы можем оказаться в ситуации, когда один и тот же продукт с точки зрения технического регламента придется производить в России по российскому национальному стандарту (или ТУ/СТО, соответствующим такому стандарту), в Белоруссии – по местному стандарту, и по такой же аналогии – в других странах ЕАЭС.
В то же время, поскольку в стандартах стран-членов ЕЭАС могут быть другие требования к продукции, например, соответствующие диапазонам технических регламентов по массовой доле жира и белка, производители такой продукции получат преимущество на российском рынке и будут выпускать продукцию по своим государственным стандартам.
На наш взгляд предлагаемые поправки в закон о стандартизации актуальны для тех отраслей промышленности, где отсутствуют обязательные требования к продукции в виде технических регламентов и действуют только ГОСТы. Для таких отраслей, как молочная, в которых есть обязательные к применению технические регламенты, ТУ/СТО должны оцениваться в первую очередь на соответствие им, а не на соответствие ГОСТам, и это можно отразить в ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».