Артем Белов Как продавать сырое молоко в два раза дороже рынка
Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал подписчикам ежедневной рассылки команды Milknews о молочном опыте Швейцарии, в том числе о том, как продавать сырое молоко в два раза дороже рынка.
«Три слагаемых успеха в молоке: экспортные субсидии, защита от импорта и саморегулирование в ценообразовании на рынке сырого молока. Таков опыт небольшой Швейцарии, которая подарила миру Nestle – компанию номер один на мировом молочном рынке.
Страна производит около 3,5 миллионов тонн молока, при этом экспортирует продукции в объеме около 800 тысяч тонн в молочном эквиваленте. Основа экспорта – сыр и сухое молоко в составе знаменитого швейцарского шоколада. Субсидия на сыр при его экспорте составляет около 0,15 франков на литр использованного молока или около 1,5 евро на кг готового продукта.
Импорт фактически бессмысленен из-за запретительных пошлин: сырое и сухое молоко, а также большинство других молочных продуктов за исключением сыра невозможно ввезти в страну.
В результате, цена на сырое молоко на рынке фактически в два раза выше, чем в Германии, и стремится к 0,65-0,7 франка. Она серьезно варьируется в зависимости от того, где используется молоко в дальнейшем: для производства сыров, артизанальных сыров, органических или прочих молочных продуктов. Цена на органическое молоко имеет выраженную сезонность и составляет около 0,8 франка в среднем по году, для артизанальных продуктов – примерно минус 10%, для производства сыра – минус 15%, для остальной молочки – минус 30-35% от цены органического молока на сегодняшний день.
Почему переработчики покупают сырье по такой цене? Во-первых, у них нет выбора - на рынке создан искусственный дефицит сырья запретительными импортными пошлинами. Во-вторых, они сами согласовали такую цену с производителями сырья и ритейлом. Согласованные цены носят рекомендательный характер, однако фактические контрактные цены редко отличаются от рекомендованных более, чем на несколько процентных пунктов. В-третьих, им помогают субсидиями: производители сыра получают их напрямую, а, например, производители сухого молока опосредованно – через поддержку экспорта шоколада, при производстве которого использовалось швейцарское сухое молоко.
В итоге всех манипуляций с ценой на сырье стоимость готового продукта на внутреннем рынке оказывается чрезвычайно высокой. Но Швейцария не была бы страной победившего социализма, если бы фермер, владеющий 25 коровами, не имел годовой доход в 50-60 тысяч франков после уплаты налогов за счет действующих механизмов государственной поддержки. Высокие доходы, активная пропаганда потребления локальных продуктов, а также позиционирование швейцарской молочки как премиальной играют на руку производителям».
На ежедневные рассылки от команды Milknews можно подписаться на странице https://milknews.ru/podpiski/.