Сергей Беляков Почему в российской торговле так много банкротов
Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ, рассказал порталу marketmedia.ru о том, почему продолжаются банкротства в российской торговле.
«Число банкротов среди российских компаний сферы торговли продолжает расти. Согласно данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), среди 20 крупнейших компаний, обанкротившихся в 2019 году, половина — это компании оптовой торговли, которые работали на рынке 10 и более лет. И это при том, что общее число банкротств в стране сокращается. И в том же сельском хозяйстве положение дел заметно улучшилось.
Почему же ритейл так неблагополучен? И что ждет нашу отрасль дальше? Тут стоит вспомнить, что ключевое влияние на отечественную торговлю оказывают такие факторы, как платежеспособный спрос населения, регуляторика и взаимоотношения с поставщиками.
Для первых двух факторов динамику вряд ли можно назвать положительной. Средний чек хоть и демонстрировал за последний месяц медленное повышение, но это было связано скорее с приближением новогодних праздников, чем с устойчивым позитивным трендом. В прогнозах правительства РФ падение реальных располагаемых доходов населения в этом году оценивается в 2,3% (это при том, что они и так уже сократились на 8,3% за последние 5 лет). В таких условиях говорить о восстановлении платежеспособного спроса пока не приходится. И это, безусловно, сильно бьет по здоровью российского ритейла.
С другой стороны, отрасль продолжает лихорадить из-за избыточного регулирования, хотя о необходимости убрать регуляторную гильотину говорится со всех сторон. Много неоднозначных инициатив, которые отрасль, с одной стороны, лечат, а с другой — калечат.
Самый яркий пример — система маркировки товаров, которая уже действует для отдельных категорий и демонстрирует свою эффективность. Многие решения этой реформы были тщательно проработаны с участниками рынка, каждый из которых понимал механику, тайминг, видел результаты пилотов, знал, как адаптировать решения под свой бизнес. В результате мы получили, например, обеление рынка меховых изделий — множество небольших предпринимателей, которые вели свой бизнес нечестно, были вынуждены отказываться от «схематоза». Но в других сферах торговли маркировка, к сожалению, приводит к существенному росту издержек и усложнению бизнес-процессов. Речь, например, о параллельной работе двух систем — «Меркурий» и «Честный знак». Они по факту дублируют друг друга, но каждая из них требует существенных затрат и ритейла, и производителя.
Еще одна неоднозначная законодательная инициатива — усложнение правил выкладки российского вина, произведенного из российского винограда. На мой взгляд, это пример избыточного регулирования. Безусловно, отечественный производитель нуждается в поддержке и продвижении. Но для российских вин уже действуют особые преференции по рекламе, они активно продвигаются торговыми сетями в рамках «Дней российских вин», занимают значительную часть всей выкладки на полках магазинов. В такой ситуации требование законодателя выделять для них лучшие места в магазине просто избыточно (в конце ноября Минпромторг предложил ритейлерам особо маркировать вина российского производства на полках. — Ред.).
Опять же, когда я говорю о торговле, я не подразумеваю исключительно крупный ритейл, который составляет лишь небольшую долю от всех торговых предприятий России. Такие нововведения обычно сильнее всего бьют именно по небольшим игрокам. Представьте небольшой магазин, где нет специализированного винного отдела, поскольку площадь не позволяет его создать. Как его хозяин должен обеспечить выкладку российского вина из российского винограда на лучшем месте? И как будут штрафовать такого хозяина, если место выкладки не устроит контрольно-надзорные органы?
Я считаю, что все подобные инициативы должны проходить отраслевую экспертизу, обсуждаться с участниками рынка. В противном случае ситуация с банкротствами будет только ухудшаться. Государству необходимо создать условия, в которых малый и средний бизнес будет активно развиваться, а не стагнировать. Это касается и ритейла, и небольших поставщиков.
Следующий год в России будет Годом предпринимательства. Считаю, что в этот год мы должны уделить особое внимание гармонизации отношений между поставщиками и ритейлом. Это один из главных факторов, позитивно влияющих на развитие отрасли. В рамках развития саморегулирования мы уже сделали огромный шаг навстречу друг другу. И осознали, что успех одной стороны ни в коем случае не должен быть обусловлен ущемлением интересов другой. Мы планируем и дальше развивать сотрудничество в этой логике».